ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ

(На основе статьи А. Н. Трифоновой в Новгородском журнале "София")

При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой Новгородской дороги, на берегу ручья Крутец, стоит замечательное здание, сразу привлекающее к себе внимание на фоне однообразной современной застройки города. Его южный фасад обращен в сторону городского парка, разбитого на месте старой площади, носившей название Красной. Это церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная из кирпича в стиле высокого классицизма.

Памятник не опубликован, о нем нет даже упоминаний в литературе по русскому искусству. В документации, хранящейся в Управлении охраны памятников Новгородской области, Ильинская церковь датируется по-разному: то рубежом XVIII-XIX вв., то второй половиной XIX столетия.

Принятое здесь, а также в текущем епархиальном делопроизводстве название - "Ильинский собор" - позднее. Оно появляется, очевидно, в конце XIX - начале XX вв. Так именуется храм на почтовой открытке 1901 г. и в аннотациях к фотоснимкам П.П.Покрышкина, выполненным в 1914 г. В документах Псковской духовной консистории на протяжении XVIII - XIX вв. и даже в начале XX столетия сохраняется старое название: "Ильинская церковь погоста (или посада) Сольцы Порховского уезда Псковской губернии".

Село Солец упоминается в письменных источниках с конца ХIV в. Церковь Ильи Пророка с приделом Флора и Лавра существовала в Сольце уже в первой половине ХVI в. Мы находим ее в Новгородских писцовых книгах (погост Мусетцкой Шелонской пятины), начиная с 1539 г. Изображение церкви есть на рисунке из альбома Августина Мейерберга, находившегося в России по поручению австрийского двора в 1661-1662 гг. Рисунок, представляющий Солец, датируется концом апреля - началом мая 1661 г. На нем схематично изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь, - простой сруб с пристроенной к нему шатровой колокольней.

Древняя церковь стояла в старейшей части Coльцa, "на посадце", который в конце 1570-х - начале 1580-х гг. по указу царя Ивана IV был отведен колесному мастеру Рычку Ригину с товарищами и получил название колесной слободы. Тогда в слободе было 25 дворов колесных мастеров, 4 двора духовенства и деревянная церковь. В 1734 г. церковь была перестроена. Очевидно, новый деревянный храм Ильи Пророка был больше прежнего, так как имел не один, а два придела - Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. Об этом известно из клировой ведомости церкви 1800 г.

К началу XIX в. церковь обветшала. Не позднее 1824 г. у Новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. 11 декабря 1824 г. Евгений, архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, доносит в Синод: ''купеческое и мещанское общество (посада Сольцы, прим. авт.) на докончание остановившейся постройкою в том посаде Ильинской церкви пожертвовало деньгами пять тысяч пять сот рублей и лесом на пять сот рублей". 20 февраля 1825 г. вышел указ Синода: "...означенному купеческому и мещанскому обществу за пожертвование их, на пользу св. церкви сделанное, объявить благословение Святейшего Синода, чрез... Преосвященного Псковского, и сверх того об оном пожертвовании припечатать в здешних Академических ведомостях. О чем к нему Преосвященному и в комитет Правлений Императорской Академии наук послать указы".

Через неделю в Санкт-Петербургских ведомостях (N 17) в разделе "Внутренние происшествия" появилась заметка о "благотворительных приношениях" на строительство храма в Сольцах. Освящение церкви Ильи Пророка состоялось в том же году, о чем можно судить по записи в мировой ведомости 1914 г.: "Церковь построена в 1825 г., каменная, с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя св. пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца".

Известно, что приделы Святого Николая и Казанской Богоматери размещались па сторонам главного престола в центральном храме. Два других придела были устроены в трапезной. Приведенное сообщение, а также сведения исторического обзора П. Любимова "Церковные памятники старины в Порховском уезде" (1897), где также называется только одна дата сооружения солецкой православной церкви и ее приделов - 1824 г., позволяли думать, что собор, трапезная а колокольня были построены по единому замыслу в 1824-25 гг. Впечатление гармоничности всего ансамбля и его полного стилистического соответствия архитектуре классицизма, единства архитектурных форм и декора входящих в него здании как будто подтверждали эту точку зрения.

Однако при натурном обследовании памятника новгородский архитектор С.П.Славянский обнаружил, что западная стена собора, к которой примыкает трапезная, первоначально была оформлена пилястрами с капителями (они фрагментарно уцелели в верхней части стены, под кровлей трапезной). Вытекающий из этого наблюдения вывод о том, что собор какое-то время существовал самостоятельно, подтвердился документально. В Псковских епархиальных ведомостях за 1909 г. мы нашли известие о строительстве соборной колокольни к трапезной на средства прихожан в 1888 г. Итак, Ильинский храм в Сольцах представляет собой ансамбль из трех зданий, стоящих вплотную друг к другу и ориентированных по оси восток-запад: церкви, трапезной, колокольни.

Главный - холодный - храм квадратный в плаке, без алтарных выступов. Интерьер разделен четырьмя столбами, которые несут широкий двенадцатиоконный барабан центрального купола, Окна барабана высокие с полуциркульными перемычками и наличниками в виде аркады. Купол первоначально был гладким и имел форму слегка "приплюснутой" полусферы, однако после реставрации 1994-95 гг. ок стал более плоским с ребристой поверхностью. Его венчает глухой "фонарь" с восьмиконечным крестом, стоящим на сфере: Купола малых глав невысокие, уплощенные, под ними - глухие окна, по шеста в каждом барабане Они оформлены так же, как и окна центрального барабана.

Кровля основного объема четырехскатная с разжелобками, которые закрыты фронтонами. На фасадах фронтоны завершают композицию из четырех центральных и двух боковых пилястр, объединенных антаблементом. Фриз гладкий. Карниз с метопами. Пилястры композитного ордера в их капителях ионические волюты совмещены с двумя рядами аканфовых листьев.

Боковые фасады имеют дверные проемы (южная дверь заложена). Окна с прямыми перемычками располагаются между пилястрами. Верхняя часть оконных наличников представляет собой полосу орнамента из лавровых венков с розетками в центре и по бокам. Орнаменты, как и капители отлиты из гипса. Боковые окна завершены декоративными фронтончиками. Стены рустованы на всю высоту за исключением гладкой полос" вверху между центральными пилястрами.

Алтарная стена рустованная, с двумя окнами, освещающими центральный престол, и тремя нишами, оформленными как глухие окна.

Теплая трапезная церковь прямоугольная в плане, разделена четырьмя столбами на три нефа. Центральный узкий неф перекрыт коробовым сводом. Боковые имеют крестовые своды. Кровля двухскатная. Антаблемент такого же профиля, что и на здании холодного храма. На южном и северном фасадах по три прямоугольных окна с наличниками строгой формы. Стены рустованные.

Трехъярусная колокольня Ильинского храма, сохранившаяся только на половину первоначальной высоты, восстановлена в 2000 г.. Ее боковые стены, оформленные пилястрами, завершены фронтонами. Фронтоны, антаблемент, капители колонн и пилястр, окна, рустовка стен основания колокольни повторяют архитектурные формы двух других зданий ансамбля.

Верхняя часть колокольни представляет собой композицию из восьмерика, переходящего в ротонду. Грани между четырьмя арочными проемами восьмерика оформлены в виде ложных арочных проемов с венчающими их фронтонами. Арочные проемы ротонды разделены парными пилястрами. Колокольня завершается высоким куполом с "фонарем" и крестом, установленным на сфере. Венчающая композиция отделена от ротонды карнизом сложного профиля.

Снимки П.П.Покрышкина запечатлели великолепный деревянный резной иконостас холодного храма Ильинского собора объединявший все три его престола. Он относится к многочисленной группе русских классицистических иконостасов типа триумфальной арки. Архитектуре и характеру декора имеет аналогии в таких памятниках, как, например, иконостасы Спасо - Преображенского собора в Белозерске (около 1801 г.), церкви Спаса Обыденного в Вологде (первая четверть ХIХв.), церкви Никиты в Новгороде (1813 г.), церкви Архангела Михаила новгородского Сковородского монастыря (1820 г.) В рисунке архитектурных элементов и деталей орнаментики он имеет много общего с иконостасом церкви архиепископа Иоанна в Новгородском Кремле, известном нам по проекту архитектора Новгородского Архиерейского дома и Епархиальных строений Александра Макушева(1820 г.)

Старые фотоснимки интерьера трапезной не обнаружены, и потому мы не знаем, как выглядели иконостасы приделов Александра Невского и Никандра Псковского. Есть сведения, что один из них был сооружен в 1895 г. на средства Солецкой купеческой вдовы Марии Петровны Смирновой, давшей на его изготовление около 1100 рублей. Другая купеческая вдова, Александра Николаевна Ардамацкая, примерно в то же время пожертвовала в Ильинскую церковь 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин 800 рублей "на различные церковные нужды". За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 г. благословение Синода "с выдачей установленных грамот".

Таким образом значительные частные пожертвования, на которые в 1888 г. было начато строительство трапезной и колокольни Ильинской церкви поступали в солецкий храм на протяжении десятилетия. Работы по "обновлению" храма шли не один год. Очевидно, именно к их окончанию был приурочен приезд в Сольцы еп. Псковского и Порховского Антонина, который 27 сентября 1898 г. служил в Ильинском соборе Божественную литургию. Заметим, что архиерейское служение было выдающимся событием в истории того времени. Хроника Псковских епархиальных ведомостей, издававшихся с 1894 г., всего лишь дважды за двадцать лет сообщает о посещении владыками Солецкого прихода - одного из самых удаленных от центра епархии.

На фоотоснимках 1914 г. различимы некоторые изображения росписи Ильинского собора, дошедшей до нас примерно на 80%. Точная дата росписи нам не известна. Однако по стилю ее можно отнести к концу XIX - началу-ХХ в., и на основе косвенных данных высказать предположения о времени ее создания. Роспись выполнена масляными красками по штукатурке. В куполе изображена "Новозаветная Троица" (практически не сохранилась), в простенках окон барабана - два Архангела и двенадцать Апостолов, под окнами - ярус со "Страстями Христовыми". На парусах мы видим монументальные образы Евангелистов, на восточной арке медальоны с изображениями голубя - Святого Духа, Архангелов Михаила и Гавриила, на других подпружных арках - медальоны со святыми: В алтаре представлены "Пантократор", "Торжество креста" и "Воскресение Христово" (восточная стена). Здесь же - "Собор Святых Отцов" и "Моление о чаше", помещенные над входами в приделы. Восточные столбы были закрыты иконостасом почти на всю высоту. На западных столбах написаны "Рождество Христово" и ''Крещение" на их боковых гранях - Пророки Илья и Моисей, Апостолы Петр и Павел. Над входами в храм представлены "Саваоф, с исходящим от него Святым Духом" (южная стена), "Благовещение" (северная стена), "Проповедь Христа апостолам на море" (западная стена). В западных компартиментах храма находятся также композиции "Се стою при дверех и толку", "Добрый пастырь", сцены из жизни Святого Николая, "Воскрешение дочери Иаира". Большое места в росписи Ильинского храма отведено изображениям символико - декоративного характера. Это кресты, заключенные в орнаментированные круги, и стилизованные растительные узоры (крины в сердцевидных завитках, вьющийся виноградный стебель, "арабески").

Источник иконографического и стилистического решения большинства живописных композиций Солецкой церкви очевиден. Это живопись собора Князя Владимира в Киеве, построенного в 1862-82 гг., расписанного в 1885-96 гг. В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским, М.А.Врубелем, А.С.Мамонтовым, А.В.Праховым и др. Ведущим художником, выполнившим все основные живописные композиции Впядимирского собора, был В.М.Васнецов. Мастера, работавшие в Ильинской церкви, почти без изменений повторили его купольного '"Пантократора" и "Бога Саваофа" из композиции "Единородный Сын Слово Божие" в плафоне центрального нефа киевского храма. Под влиянием женских и ангельских обликов "Преддверия рая", помещенного В.М.Васнецовым в барабане собора, написаны ангелы в "Торжестве креста" солецкой церкви, а архитектурный пейзаж и образы Святителей ее "Собора Святых Отцов" напоминают об алтарной композиции киевского храма "Собор Святителей Русской Церкви". "Крещение" на северо-западном столбе церкви Ильи Пророка воспроизводит композицию из Крещальни Владимирского собора, созданную М. В. Нестеровым. "Воскресение'' этого художника - алтарный образ соборного придела, очевидно, послужил образцом для одноименного сюжета в алтаре Ильинского храма , который, к сожалению, практически не сохранился (о нем можно судить только по поздней записи). К "неовизантийским" узорам, почерпнутым В. М. Васнецовым и его соратниками по работе в Киеве из древнерусской монументальной живописи и рукописной книги, близка орнаментика Ильинского храма.

Росписи собора князя Владимира имели колоссальный успех у общественности и огромное значение для русской религиозной живописи конца XIX - начала XX в.

Общеизвестно высказывание И.Э.Грабаря о том, что "с Владимирского собора пошли все те бесчисленные вариации на Васнецовские темы различных "богомазов", которыми в 1890 - 1900 - х гг. были заполнены стены большинства русских церквей и которые отравили своим ядом и самый прообраз". Резкость суждения автора в отношении последователей "васнецовского стиля" объяснима. Ремесленное копирование живописи киевского храма давало печальные результаты, о чем можно судить, например, по росписи церкви Михаила Архангела одноименного монастыря в Одессе. Но живописцы, работавшие в Сольцах, не были посредственными "богомазами". Они писали на хорошем профессиональном уровне и в значительной мере сохранили художественность и религиозный пафос первоисточника.

Живопись Владимирского собора получила широкую известность уже в середине 1890-х гг. В 1894 г. П.М.Третьяков приобрел большинство эскизов росписи у В.М.Васнецова и выставил их для обозрения в своей галерее 26) В августе 1896 г. состоялось торжественное освящение храма, а вскоре Г. Лазовский издает большой альбом его иэображений.

Два летних сезона - достаточный срок для росписи такого здания, как Ильинский собор. Если живописные работы в холодном храме собора были предприняты после устройства приделов в трапезной и велись летом 1897 и 1898 гг., они могли быть завершены к визиту в Сольцы Епископа Антонина (см. выше).

Не менее вероятно и то, что соборная роспись создавалась в середине 1900-х гг., незадолго до следующего архиерейского посещения Сольцов в 1909 г. В 1903 г. Псковская духовная консистория дает разрешение на проведение очередного ремонта Ильинского храма и использование на эти цели 505 рублей из церковных сумм. Живописные работы в соборе требовали гораздо больших средств. Есть сведения, что их стоимость составила 25000 рублей. Однако не исключено, что начало ремонта послужило лишь поводом к сбору значительных частных пожертвований на украшение храма настенной живописью. В пользу этого предположения свидетельствует недавнее реставрационное открытие близкой по стилю живописи в Георгиевской церкви в Старой Руссе, расписанной в период с 1905 по 1910 гг. Соседние Сольцы и Старая Русса, хотя и принадлежали в то время к разным епархиям, имели удобное сообщение, что способствовало обмену художественный идей и кадров мастеров.

Мы видим, что храм Ильи Пророка представляет собой замечательный памятник русской культуры XIX - начала XX столетия, созданный на лучших образцах религиозного искусства своего времени. И архитектура, и внутреннее убранство Ильинской церкви отмечены незаурядным художественным вкусом и высоким качеством исполнения. Тем трагичнее представляется судьба памятника в советский период, когда он пришел поистине в плачевное состояние.

В августе 1937 г., по решению Солецкого райисполкома, Ильинский собор был изъят у церковной общины и передан конторе "Заготзерно" под склад. Как свидетельствуют местные жители, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. К сожалению, судьбу колокольни солецкого храма разделили тогда многие замечательные памятники культовой архитектуры, которые разрушались "с целью получения кирпича для другого строительства".

Очевидно, одновременно с разборкой колокольни был уничтожен иконостас Ильинского собора. Об этом можно судить по следующим фактам. В октябре 1941 - январе 1944 г. город Сольцы был оккупирован фашистами. Немецкое военное командование разрешило проводить в соборе богослужения, и тогда верующие вместо погибшего иконостаса соорудили примитивную алтарную преграду. "Деревянную перегородку", заменявшую иконостас холодного собора, описал в 1945 г. протоиерей Дмитрий Флоринский. Летом - осенью этого года он участвовал подготовке храма к освящению, так как с февраля 1944 г. служба в храме не велась и приход был фактически упразднен.

Приходская община Ильинского собора была зарегистрирована в сентябре 1945 г., а через два месяца состоялось освящение храма. Однако богослужения были возобновлены только в трапезной, где в тот период стояли деревянные одноярусные иконостасы, впоследствии утраченные Холодная же церковь еще несколько лет использовалась как складкое помещение, несмотря на многочисленные жалобы церковного совета властям на варварское отношение арендаторов к зданию и украшавшей живописи.

После того, как в январе 1955 г. храм был возвращен общине, на пожертвованные верующими средства был проведен ремонт. Очевидно,именно к середине 1950-х гг. относится написанное заново на восточной стене "Воскресение Христово" и изображения Евангелия и Потира в верхних частях предалтарных столбов, закрывавшихся ранее иконостасом 1825 г. (см. прим.1 в конце текста), а также "реставрационные" прописи на других живописных композициях в алтаре. Многие годы алтарные стенописи, прежде всего "Воскресение", страдали от того, что хранившиеся здесь зерно и комбикорма лежали насыпью, и во время их перелопачивания безжалостно повреждалась стенная штукатурка.

В декабре 1960 г. начался новый, на этот раз тридцатилетний период существования Ильинского собора в качестве "недействующего". По решению Новгородского Облисполкома, он был закрыт для "переоборудования под Дом культуры". С "переоборудованием" местные власти не спешили: они отдали здание под склад совхозу "Победа". Вскоре был проведен ремонт кровли холодного храма, а заодно разобраны малые барабаны с главами и сняты все кресты.

Преднамеренное искажение подлинной архитектуры Ильинского собора не вызвало тогда возражения у общественности, так как собор не состоял на учете в государственных органах охраны памятников. Но именно после того, как в 1972 г. ему был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством, он вообще остался без надзора. В результате произошло катастрофическое обрушение центрального купола, которое стало причиной обширных утрат и повреждений живописи в верхних частях здания.

В 1981 г. конторой "Новжилкоммунпроект" был выполнен проект капитального ремонта Ильинского собора и его приспособления под краеведческий музей, оставшийся не осуществленным. В 1987 г. в НФИ "Спецпроектреставрация" приступили к созданию проекта комплексной реставрации памятника (в нем по-прежнему планировалось разместить музей), однако этот проект завершен не был.

В 1992 г. Ильинский собор был фактически передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин (акт о передаче собора епархии был оформлен в 1996 г.). Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол (см. выше), отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы.

При следующем настоятеле - священнике Михаиле Бирюкове, была восстановлена колокольня (автор проекта - С.П.Славинский, Новгородский Гос. университет, руководитель работ - Геннадий Иванович Соколов), завершен внешний архитектурный облик храма, облагорожена прилегающая территория.

В 1996 г. начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора: новгородские реставраторы под руководством Т.И.Анисимовой (ТОО ''Дар") приступили к реставрации ее живописи. Сейчас, всвязи с отсутствием необходимых финансовых средств, эти работы приостановлены. Идет поиск средств на восстановление живописи собора в ее былом величии. На основе имеющегося документального материала и современной технологии реконструкции резных иконостасов с применением компьютерной техники возможно создание проекта реставрации соборного иконостаса. Все это вселяет надежду, что в недалеком будущем облик храма вновь обретет завершенность.

Однако до сего дня, холодный храм, закрытый на реставрацию, недоступен для верующих (см. прим.2). Богослужения временно совершаются в левом зимнем приделе, резной иконостас для которого выполнил известный новгородский писатель и фольклорист Дмитрий Балашов.

Ежегодно 2 августа, на день памяти святого пророка Божия Илии собор принимает множество паломников из разных мест. Престольный праздник храма в Сольцах традиционно совпадает с днем города (см. прим.3). При Ильинском соборе существует общедоступная православная библиотека, работает Воскресная школа.

прим.1 В.Койсина: прихожанин К.И.Шветов в беседе со мной в июле 2011 г. сказал, что всегда помнит эти три росписи. Т.к. он родился в 1926 г., то они появились не позднее 1930-х гг.)

прим.2 В.Койсина: летний храм уже открыт.

прим.3 В.Койсина: так было в 1990-е гг. Теперь День города чаще всего празднуется в первый выходной день после 2 августа.

Н.Чуркина
"СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ ИЛИЯ, МОЛИ БОГА О НАС..."
Солецкая газета № ? (?? 1999 г.)

Весна... Все чаще радует, нас весенним теплом солнышко. Воздух стал прозрачнее, небо поднялось выше и засверкало синевой. Веселее щебечут воробьи, предчувствуя скорое тепло.

И как торжественно-строго высится над городом одно из красивейших зданий — собор Ильи Пророка. Его белоснежные колонны, сверкающие серебром кресты на куполах, устремленная ввысь колокольня плывут на фоне голубого неба и проносящихся облаков, словно огромный морской лайнер плавно бороздит просторы синего моря. Оживает наш собор, возрождается! Долгая, и трудная была судьба у него, впрочем, как и у всей страны и её народа.

Вот уже более 500 лет святым покровителем нашего города является пророк Илия, причисленный к лику святых. В исторических летописях 15-16 вв. автор сообщает нам, что еще в 1498 г. в деревне Сольца «построили и поставили церковь Ильи Пророка всем погостом». И простояла эта церковь до 1734 г. на берегу ручья Крутец на месте впадения его в реку Шелонь.

Изображение этой церкви есть на рисунке из альбома Августина Мейерберга, австрийского дипломата, находившегося в России в 1661-62 годах и проезжавшего с миссией через наши края. На нем схематично изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь — простой сруб с пристроенной к нему колокольней. Копия с рисунка хранится в нашем краеведческом музее.

В 1734 году первая Ильинская деревянная церковь была перестроена. Ее опять построили из дерева на том же месте. Только новый храм был больше прежнего, т.к. имел уже не один, а два придела — Святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. Об этом известно из клировой ведомости церкви 1800 г.

К началу XIX в. церковь обветшала. И в 1824 г. у новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. 11 декабря 1824 г. Евгений, архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский, доносит в Синод о том, что «купеческое и мещанское общество на докончание остановившейся постройкою в том посаде Ильинской церкви пожертвовало деньгами пять тысяч пятьсот рублей и лесом на пятьсот рублей».

20 февраля 1825 г. вьппел указ Синода: «...означенному купеческому и мещанскому обществу за пожертвование их, на пользу, святой церкви сделанное, объявить благословление Святейшего Синода, чрез Преосвященного Псковского, и сверх того об оном пожертвовании припечатать в здешних Академических ведомостях. О чём к нему Преосвященному и в комитет Правлений Императорской Академии наук послать указы».

Освящение церкви Ильи Пророка состоялось в том же году, о чем можно судить по задней в клировой ведомости в 1914 г.: «Церковь построена в 1825 г., каменная с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя Св. Пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и преподобного Никандра Псковского Чудотворца».

Стилистическое соответствие главного храма, трапезной и колокольни позволяли долгое время считать, что собор Ильи Пророка был целиком построен в 1825 г., но поздние исследования храма новгородским архитектором С.П.Славинским привели к мысли о том, что трапезная и колокольня пристроены позже. И это подтвердилось документально. В Псковских епархиальных ведомостях за 1909 г. есть документы, подтверждающие, что колокольня и трапезная («зимний храм») были построены в 1888 г. на средства прихожан. Сооружение иконостасов, приобретение икон и церковной утвари было осуществлено на деньги солецких купцов. Так, купеческая вдова Мария Петровна Смирнова дала около 1100 рублей на изготовление иконостаса, другая купеческая вдова Александра Николаевна Ардамацкая пожертвовала 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин — 800 рублей. За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 г. благословение Синода «с выдачей установленных грамот».

Живопись главного храма собора поистине уникальна. Масленая роспись купона, сводон, поддерживающих его, полностью идентична росписи собора Князя Владимира в Киеве, который в 1885-96 годах расписывали знаменитые российские художники В.М.Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров и многие другие.

В нашем же храме роспись холодного храма была сделана в 1897-98 годах по эскизам этих знаменитых художников. Живописцы, работавшие в Сольцах, не были посредственными «богомазами». Они писали на хорошем профессиональном уровне и в значительной мере сохранили художественность и религиозный пафос первоисточника. Так что можно сказать, что сольчане имеют великолепную возможность увидеть в недалеком будущем копии работ этих замечательных художников. Большая часть нашей уникальной живописи, конечно же, очень серьезно пострадала. Но новгородские живописцы уже начали работы по её восстановлению. И будем надеяться, что эти работы будут продолжены.

В районном краеведческом музее сохранились уникальные фотографии внутреннего убранства главного («холодного») храма Ильинского собора. Центральный купол, своды, расписанные нежными красками, картинами и фресками на библейские сюжеты и ликами святых. Колонны, украшенные позолоченными пилястрами с цветочным и растительным орнаментом, устремленные ввысь. Главный деревянный резной иконостас в виде Триумфальной арки покоряет своей красотой и блеском позолоты. Высокие ажурные «царские» врата, ведущие в алтарь, больших размеров церковные иконы, бархатные занавеси, свешивающиеся над алтарем, витые решетки с красивым орнаментом — всё это будоражит воображение и оставляет неизгладимое впечатление от увиденного на этих фотографиях.

Наш храм Ильи Пророка действительно представляет собой замечательный памятник русской культуры XIX — начала XX столетия. И архитектура, и внутреннее убранство церкви отмечены незаурядным художественным вкусом и высоким качеством исполнения. Тем трагичнее представляется судьба памятника в советский период, когда он пришел поистине в плачевное состояние.

Первые потери собор понес в 1922 г., когда было совершено первое большое ограбление, а может, это была экспроприация церковного имущества и делалось все по чьему-либо решению. Сегодня выяснить это уже не представляется возможным. Но вспоминают другое... Все это происходило в вечернее время при зажженных свечах, и многие прохожие видели и свет в соборе, и как грузили в подводы огромные церковные иконы и увозили в сторону Новгорода. Милиция, видимо, не нашла нужным вмешаться или же была в курсе.

Священником Ильинского собора в это время был отец Тимофей Смирнов, помогал ему отец Павел — священник, служивший в старой деревянной единоверческой Ильинской церкви, которая простояла до конца 30-х годов, а затем часть её была разобрана вследствие своего ветхого состояния, а часть сгорела в первые дни войны.

Отца Тимофея Смирнова в Сольцах хорошо помнят. Это был очень грамотный, интеллигентный человек и внешне приметный — высокий, статный. Он не только прекрасно вел службу, но очень хорошо разбирался в технике, мог починить любой механизм или машину. К нему частенько обращались за помощью и местные жители, и руководители хозяйств й служб города. Жил он в каменном одноэтажном доме, который и сегодня стоит на Советском проспекте напротив здания комбината бытового обслуживания по другую сторону дороги. Выло у него два сына — Александр и Анатолий и дочь Мария. Жили скромно й дружно. Но постигла эту семью беда. В 1937 г. арестовали отца Тимофея за то, что отказался отдать в государственную казну церковное имущество. И больше уже никто никогда его не видел. Семья прожила в Сольцах до конца войны, потом все уехали в Ленинград. Старший сын Александр во время оккупации ушел в партизанский отряд, не затаил обиду за отца, верен остался Родине, хотя были в нашей истории и другие примеры.

В августе же 1937 г. по решению Солецкого райисполкома Ильинский собор был изъят у церковной общины и передан конторе «Заготзерно» под склад. Как свидетельствуют многие сольчане, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. Когда же снимали главный колокол собора весом 193 пуда 30 фунтов, три дня только подпиливали железную перекладину, на которой он висел. Вызвался это сделать за водку Саша-кузнец по прозвищу «Бараухин». А какой славный голос был у колокола, в праздники его слышали не только на окраинах Сольцов, но й в окрестных деревнях. И когда упал и стукнулся о землю, то очень долго «гудел» колокол, вспоминают старожилы, как бы укоряя людей за содеянное... И откололся от колокола большой кусок с именем мастера, его сделавшего — «Аким Воробьев».

Долго потом еще лежал поверженный колокол, пока не увезли его куда-то. Мелкие же кусочки местные жители кто на память взял, а кто пытался в домашних условиях отделить серебро от бронзы, да только ничего у них не получилось. Колокола поменьше колхозы, говорят, разобрали для своих нужд. Тогда же был окончательно разобран иконостас главного храма собора.

Во время войны в период временной оккупации города фашистами собор по настоятельной просьбе верующих и приказу немецкого командования в октябре 1941 г. был открыт. Много людей в те годы обратились к Богу, кто — за поддержкой, кто — за утешением. В ноябре 1943 г. состоялся последний молебен, а в начале 1944 г. с приходом советских войск церковь вновь закрыли. Однако опять же по настоятельной просьбе прихожан в июле 1945 г. храм был вновь открыт. Священнослужителем стал протоиерей Дмитрий Николаевич Флоринский, который прослужил в соборе до 1953 г. С 1953 г. по 1960 годы настоятелем собора был отец Николай Прокофьев.

Службы велись в трапезной (теплой) церкви собора, наименее пострадавшей от разрушений. Здесь сохранились иконостас с 19-ю иконами, церковная утварь, предметы убранства св. Престолов, церковно-богослужебные книги, облачения священнослужителей.

Главный же храм в 1948 г. был переден канторе «Заготзерцо», далее совхозу «Победа» под хранилище. Именно в эти годы летний главный храм претерпел наиболее серьезные разрушения. В 1952 г. для сортировки зерна внутри собора был поставлен механический двигатель, который извергал клубы дыма и пыли. Гарь оседала на замечательных копиях фресок Васнецова, Врубеля, Нестерова, окна выбили, пол деформировался. Корма ссыпались в насыпь, чуть ли во весь рост образа Воскресения Христова и других замечательных фресок, а затем при перелопачивании они были отбиты и поцарапаны во многих местах. Хотя из докладной настоятеля Ильинского собора отца Николая Прокофьева мы читаем: «...Количество кормов, которое лежит в здании собора; свободно могло быть помещено в любом небольшом доме, в крестьянском амбаре, но взято помещение именно с предвзятой целью, чтобы только не отдать обратно Церковному Совету...».

Из архивных данных видно, сколько было писем, обращений верующих с просьбой вернуть главный храм общине, но этого не произошло, а наоборот, 29 июля 1960 г. было принято решение райисполкома и райкома КПСС за подписями секретаря райкома Г.А.Бундзена и председателя райисполкома М.В.Капитонова о закрытии храма в целом. В церковном совете также в это время возникли разногласия между его членами.

Теперь трудно судить, что стало истинной причиной закрытия храма, но мы знаем и другое: в 60-е годы такая участь постигла многие замечательные памятники культовой архитектуры. Только в нашем районе в период с 30-х годов по начало 70-х было закрыто, разрушено 8 церквей: в деревнях Вшели, Ретно, Невское, Мусцы, Скнятине, Илемно — две, Доворце. Безусловно, многие из них пострадали и во время войны. И называя имена руководителей района, принимавших решения о закрытии церквей, я не ставлю цель осудить их. Не можем мы знать наверняка, как повёл бы себя каждый из нас в тех условиях, когда правительство Никиты Сергеевича Хрущева объявило беспощадную войну Церкви.

В декабре 1960 г. начался новый, на этот раз почти 30-летний перид существования Ильинского собора в качестве «недействующего». По решению Новгородского облисполкома он был закрыт для «переоборудования под Дом культуры». Но с «переоборудованием» местные власти не спешили, они отдали здание вновь под склад совхозу «Победа», затем райпотребобществу.

Разобщать иконостас трапезной (теплой) церкви было поручено городской коммунальной службе, возглавлял которую в те годы Ф.Косухин. Жалко ему было, вероятно, приступать к разборке храма, но тогда пришлось бы положить на стол партийный билет. В те годы неисполнение приказа или распоряжения было величайшей провинностью перед партией. В этот период были разобраны малые барабаны собора, сняты все кресты. Когда с помощью троса, привязанного к трактору, сдергивали крест с главного купола, то серьезно был поврежден его барабан. Именно это стало причиной обрушения центральной главы храма, которое повлекло в свою очередь обширные утраты и повреждения живописи в верхних частях здания. Несколь¬о более ценных икон было увезено в областную картинную галерею. Остальные же, а также бархатная обшивка, шторы, ковры, церковная утварь, светильники были разобраны, растащены, увезены. Исчезли бесследно. Но самая главная потеря — это старинный церковный архив, в котором велись записи об истории солецких семей еще с 17 в. Говорят, свезли его для растопки печей, часть — в городской Совет и часть — в баню.

Церковный совет и наиболее религиозные прихожане пытались спасти иконостас теплого храма и несколько икон. Это Шветов Константин Иванович, Кромкина Мария, Дружинина Анна Александровна, Мельников Александр, Козлов Василий. Они увезли его в Молочковскую церковь, помогал им в этом шофер горкомхоза Панов Иван Дмитриевич, хотя тоже был и коммунистом, и председателем профсоюзного комитета. Как вспоминает К.И.Шветов, долгое время пррлежал иконостас на чердаке в часовне Молочковской церкви, а потом бесследно исчез. Может, электрики забрали, когда свет приводили в церковь, то ли сам отец Дмитрий — настоятель Молочковской церкви увез на Украину (он приезжий был), ведь там значительно раньше, чем в России, церкви начали открывать для верующих.

В 1987 г. собор решением райисполкома, которым руководил тогда Валентин Александрович Объедков, был передай на баланс отдела культуры. Случилось так, что мне выпало начать реставрацию собора после его долгого забвения и запустения. Через год были установлены строительные леса вокруг собора, а уже в 1989 г. крыша трапезной (теплой) церкви была покрыта медным листом. Пусть небольшой вклад, но отдел культуры внес его в реставрацию Ильинского собора.

В 1992 году храм был передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник Андрей Пученков, который, безусловно, много сделал, чтобы собор приобрел прежний вид и убранство — восстановлены центральный купол, малые барабаны и главы, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы. В 1996 г. начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора, новгородские художники приступили к реставрации живописи. Все это вселяет надежду, что в недалеком будущем облик храма вновь обретет завершенность.

Новому настоятелю — отцу Михаилу тоже предстоит много сделать для окончательного завершения реставрации. Хотя одному человеку это будет трудно, если мы все его не поддержим.

Возрождаются храмы на Руси, поднимаются из небытия. Я думаю, что для каждого русского человека, для каждого православного, для каждого, в ком хоть немного сохранилось ощущение себя частью великого целого, все это имеет неоценимое животворное значение. Кто знает, может, с возрождающимися храмами пробуждается в нас национальное сознание. И, может, недалёк тот час, когда искреннее раскаяние проснётся в сердце каждого, когда непреодолимым станет возвращение нашего великого народа к образу Бога, к мудрым вековым традициям наших предков. Мы должны в это верить. А пока нам надо восстанавливать разрушенные храмы, ибо мерзость запустения оскорбительна Вогу, как и каждому здравомыслящему человеку.

И сегодня, накануне замечательного христианского праздника, Светлого. Христова Воскресения, нам надо вспомнить, что Ильинский собор — это памятник всем сельчанам, ибо построен он на деньги прихожан и всех жителей г.Сольцы, и оказать ему посильную материальную помощь. Ведь сегодня как никогда нужна храму наша поддержка.

С праздником вас, уважаемые сольчане! Христос Воскресе!

Н.ЧУРКИНА, гл. специалист Комитета по делам молодежи и культуры