Татьяна Брага
"МАТУШКА"
Солецкая газета, декабрь 2008 г.
 

Елена Ивановна Бирюкова или как ее называют прихожане Ильинского собора – матушка – шестой ребенок в семье православного священника. Прадед Елены по материнской линии был одним из первых турок, принявших христианство под Измаилом. Присутствие далеких турецких предков сказалось не только в образе жизни последующих поколений, неразрывно связанных со служением Господу  и православной традицией, но и внешних данных потомков. Восточная кровь наделила Елену выразительным  карим взглядом больших миндалевидных глаз, удивительно подчеркивающих белизну кожи лица. И выглядит Елена совсем юной. Так, что и не подумаешь, что подрастает у нее в семье четверо детей. Алексей, Анастасия и Серафим – уже школьники, а четвертый – Кирилл, еще совсем крошка.

- Мне очень хотелось иметь много детей, - говорит Елена. – Я выросла в многодетной семье, мой супруг – отец Михаил, также из семьи, где росли шестеро детей. У моей бабушки их было 13. Мы с сестрой недавно подсчитали, получается, что у нашего папы 18 внуков! И я думаю, что это еще не предел.

История  появления семьи Бирюковых лишь на первый взгляд может показаться вполне обыкновенной. Познакомились будущие супруги, обучаясь в Смоленской семинарии. Елена училась на регентском отделении, а отец Михаил на пасторском. В детстве на вопрос: “Кем ты хочешь стать?” Елена всегда отвечала: “Матушкой”. Со временем, глядя на маму, она поняла, насколько трудно соответствовать этому непростому статусу. С годами все чаще, как говорит сама, ловила себя на мысли, что матушкой, пожалуй, она стать не готова. Хотела, оставаясь воцерквленным человеком, просто работать при храме, но... в неминуемой встрече молодых семинаристов и был, наверное, Божий промысел. Спутником жизни Елены стал отец Михаил,  когда ей было 18 лет.

- А как отнеслись к Вашему выбору родители?

- Очень положительно. Практически все члены моей семьи, я имею в виду братьев и сестер, нашли себя именно на духовном поприще. Мама даже особенных наставлений мне не давала, она знала, что всю жизнь перед моими глазами был ее пример. Впрочем, он остается до сих пор. Стоит сказать, что весомым дополнением служит и пример  моей свекрови, она тоже матушка.

- Елена, Вы служите в храме, что для Вас обязанности, а что “зов сердца”?

- К моей великой радости, и то, и другое совпало. В церкви я – руководитель хора. И в другом профессиональном амплуа я себя  просто не вижу. Два года назад я преподавала в воскресной школе, и здесь, признаться, были для меня небольшие трудности. Педагогический дар, согласитесь, дается немногим. Нужно уметь подобрать ключик к каждому ребенку, а для этого необходим настоящий талант. Сейчас воскресной школой занимаются профессионалы, учителя, и это большой плюс для нашего прихода.

- Воспитание детей, как удается?

- По долгу службы воспитание детей лежит на плечах женщины. Если же мне с чем-то не справиться – зову на помощь мужа. Отец Михаил для детей – большой авторитет. Хоть и воспитывает он, со своей отцовской позиции, намного строже. Но зато дети так дорожат минутами общения с ним! К сожалению, времени уделить он им может не так много, вернее, не столько, сколько хотелось бы. Я сама иногда думаю о том, что живем мы просто в бешеном ритме. Обидно, что в суете  не замечаешь многие интересные моменты.  Вспоминаешь  потом и удивляешься, что такое было.  Алексею – 10 лет. Он очень общительный, коммуникабельный ребенок, уже понимает, что старший, и старается вести себя соответствующе. Будучи первоклассником, он с гордостью заметил, что его папу все очень уважают. Придя со школы,  поделился: “Мама, ты знаешь, когда наш папа заходит в класс, дети с ним хором здороваются”. Леша принимает активное участие в жизни церкви. Этим летом он гостил у дедушки в Украине, в их приход приезжало телевидение,  журналист задал Леше очень непростой вопрос: “Какая форма служения выше:  мирская или монашеская?”  Я была  удивлена его таким “взрослым” ответом, Леша сказал: “Конечно, монашеская. Это наиболее духовный путь, даю-щий большие возможности для самосовершенствования”.

Настенька поет на клиросе примерно с трех лет. Я брала ее с собой в церковь совсем маленькой, когда ее не с кем было  оставить. Вот и пела со мной в церковном хоре. Очень ждала дочка сестренку, но когда родился Кирюша, поняла, что быть одной среди мужчин не так уж плохо. А кто по - настоящему обрадовался рождению братика, так это Серафим. Он очень обижался, что Настя с Алексеем над ним, как над младшим, командовали. Теперь и ему есть кого воспитывать. Дети очень разные, но без них я не мыслю своего существования.

Жаль, что утрачены сейчас традиции семейного досуга. К примеру, в моей семье существовала  добрая традиция чтения вслух. Папа читал, а мы, мама и дети, рассаживались вокруг и слушали – не только Библию, но и жития святых, историческую литературу. На каких-то фрагментах он останавливался особенно, интерпретировал, приводил примеры из жизни. Я с большой любовью вспоминаю эти вечера. Своим детям такого общения из-за современного дефицита времени мы позволить не можем.

- Как Вы относитесь к тому, что современная Православная Церковь все больше интегрируется в светское общество?

- Я думаю, что это вполне естественный процесс. Мир вокруг нас меняется, и Церковь как общественно-духовный институт подвержен переменам. Я не говорю об основополагающих догмах – это абсолют. Но какие-то моменты упрощаются. Например, сокращено время  службы, разрешено причащать детей до семи лет за тридцать минут до окончания службы.

У Российского православия совсем непростая история. Официальных 70 лет мы жили без Бога, и плоды этого нонсенса  пожинаем сейчас.  Потеряны духовные образы, утрачено понимание поведения в церкви. В Советскую эпоху верующего человека заставляли выбирать между пионерским галстуком, комсомольским или партийным билетом и крестиком. В настоящее время, слава Богу, мы повернулись лицом к Церкви. Но многому нам нужно еще учиться.

- Нельзя не заметить   повсеместную эмансипацию женщин. Женский пол становится все более самостоятельным и  самодостаточным. Мало, что ограничивает сегодня его свободу. Не опасна ли в нравственном аспекте для молодых женщин сложившаяся тенденция?

- Я не знаю, откуда  предрассудки о том, что православная традиция дискриминирует женщин. Наоборот, Церковь с большим уважением к ней относится. Как пример – образ Пресвятой Богородицы. Уходя все дальше от своего истинного предназначения – быть, прежде всего, матерью и супругой, женщина, сама того не осознавая, причиняет себе боль, и, в конце концов, может потерять себя. Можно реализоваться и в профессии, и в карьере, но быть по – настоящему счастливой, можно только исполнив природное предначертание.

- Расскажите о своем быте, чем он особенно отличен?

- В православной  семье день начинается с краткой молитвы, благословения. Выходные проводим вместе с детьми в церкви. В остальном – живем как обычная, рядовая семья, со своими радостями и проблемами.
 
Вопросы от детей –  почему мы не  простая семья, неизбежны. Взрослея, они замечают, что их семейный уклад отличен от семей друзей и сверстников.  Приходится объяснять и рассказывать. В этом и есть, наверное, главная трудность. Они гуляют на улице, ходят в садик и школу,  исключить влияние  окружения очень сложно. Но мне бы не хотелось попирать их свободу, и я допускаю  мысль, что, возможно, в будущем  они выберут для себя светские профессии и специальности. Главное, чтобы они не отошли от Церкви.

Ведь для верующего, воцерквленного человека духовный образ жизни - основа всего. Здоровое тело невозможно без здорового духа. А как же поддержать здоровый дух без церкви, без всеобщей  молитвы, без причастия, которое является для души самым настоящим иммунитетом? Я думаю, что большинство людей со мною  согласятся.

Когда-то давно русский народ боялся лишь двух вещей: гнева Божьего и немилости царя. Странным образом в мир сегодняшний эти постулаты возвращаются. Видоизменился царь, но блестят позолотой купола соборов, раскатистым звоном разливаются колокола, и за всем этим стоит Россия–матушка…

Фото из семейного архива Бирюковых