ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШЕМЯКИН -
- ДЕЯТЕЛЬ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
(1840-1916)
 

Журнал "София" №3 2000
Занимаясь генеалогическими исследованиями наших предков - рода Шемякиных, мы постоянно открываем для себя все новые интересные имена. К таким именам следует отнести и Василия Ивановича Шемякина, посвятившего свою жизнь, полную неустанного труда, на благо народного просвещения. Понять личность Василия Ивановича, проследить его жизненный путь, попытаться разобраться в его служебной деятельности, понять те или иные его поступки помогли многочисленные документы, письма, публикации, а также проведенное ранее исследование родословной Шемякиных. В первую очередь следует отметить переписку родственников, в том числе письма Василия Ивановича, его формулярный список и отчеты об инспекторских поездках, статьи и заметки, написанные им самим и другими авторами, книги по истории педагогики, а также журнал "София", с которым мы познакомились благодаря нашей поездку в бывшее родовое имение Шемякиных "Бор", под Новгородом.

Этой интереснейшей, совершенно замечательной поездке способствовал случайно сохранившийся в домашнем архиве пожелтевший листок бумаги. На нем была нарисована карта-схема с указанием сел Велебицы, Мшага, Бор, упоминаемых в документах, касающихся Шемякиных. Именно этот листок вызвал непреодолимое желание побывать в этих местах, где родились, росли и жили наши предки и, может быть, узнать о них что-то новое. Наши надежды превзошли все ожидания, но об этом речь пойдет далее.

Василий Иванович Шемякин родился 25 декабря 1840 г. в усадьбе своих родителей "Бор", расположенной на берегу реки Шелони, примерно в 60 км от В. Новгорода и 20 км от г. Сольцы Новгородской губернии. Его отец, Иван Фомич Шемякин, к этому времени вышел в отставку в чине поручика и служил судьей в Новгородском уездном суде. И. Ф. Шемякин прослужил свыше 28 лет в артиллерии, участвовал в войне с Наполеоном и заслужил знак отличия военного ордена св. Георгия. Мать - Любовь Яковлевна (в девичестве Екимова) происходила из дворянского рода, была дочерью новгородского помещика, отставного поручика лейб-гвардии Преображенского полка. Она окончила Смольный институт благородных девиц в 1821 г. (16 выпуск).

Василий Иванович был последним ребенком в большой семье Шемякиных. У него было три брата и две сестры: Владимир (р. 1824), Яков (р. 1826), Николай (р. 1830), Вера (р. 1829) и Варвара (р. 1832). Все дети получили прекрасное домашнее образование. В дальнейшем братья окончили высшие учебные заведения, а сестры - Новгородскую женскую гимназию. Весь семейный уклад Шемякиных, героическое прошлое отца, душевная теплота и забота матери, воспитывавшей детей в православных традициях, сыграли определяющую роль в формировании Василия Ивановича как личности незаурядной и целеустремленной.

Когда ему исполнилось 12 лет, умер отец. Все братья и сестры были уже взрослыми. Яков имел чин титулярного советника и служил в Санкт-Петербурге в канцелярии попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. По-видимому, это обстоятельство и определило поступление Василия Ивановича в 1-ю Петербургскую гимназию, которую он окончил в 1858 г. После окончания гимназии он поступил в Императорскую Медико-хирургическую академию. Неизвестно, сколько лет он там проучился и чем был вызван его переход в университет на юридический факультет, который он окончил в звании кандидата лишь в 1870 г. Далее Василий Иванович предпочел карьеру преподавателя карьере юриста и стал учителем русской словесности в приготовительном классе 3-й Санкт-Петербургской прогимназии. После сдачи соответствующего экзамена получил звание учителя с правом преподавания русского языка и словесности во всех классах.

Вся последующая деятельность В. И. Шемякина была связана с делом народного образования. Работал директором новгородской Александровской земской учительской школы. Затем с 1875 г. директором учительской семинарии в Вытегре. В Вытегре он женился на дочери купца Ольге Владимировне Струниной, ставшей ему верной спутницей и надежной опорой во всех его деяниях. В 1877 г. у них родилась дочь Лиза, а в 1878 г. - сын Дмитрий. В том же году Василий Иванович с семьей вернулся в Санкт-Петербург, где был назначен преподавателем русского языка в 3-ю гимназию. В конце этого же года переходит служить директором в земледельческую колонию ремесленного приюта, прослужив там до 1882 г. В результате Василий Иванович накопил значительный опыт педагогической и организаторской работы. С 1882 г. В. И. Шемякин согласно прошению был причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода и одновременно стал членом Ученого комитета Министерства народного просвещения.

Начало деятельности в Св. Синоде пришлось на время работы комиссии, созданной К. П. Победоносцевым под председательством преосвященного Леонтия, по переработке положения о церковноприходских школах, возрождаемых в России. Развитие таких школ, которые давали бы не только основы грамотности, но и прививали бы духовно-нравственные ценности православной веры, было поддержано императором Александром III.

Проводя реформирование государственной системы "с целью утверждения самодержавной власти государственного порядка, поколебленного крамолой", император считал необходимым, в числе прочих мер, развивать народные школы для крестьян, "миллионы которых пребывают в темноте и неграмотности". Мерой улучшения просвещения, сочетающей в себе "просветление ума плюс религиозное просветление душ как залог нравственного здоровья народа", и явилось преобразование ранее существовавших церковно-приходских школ. В России их насчитывалось порядка 4500, и находились они в плачевном состоянии из-за недостатка учителей, помещений и государственной поддержки. В результате работы комиссии, где делопроизводителем служил Василий Иванович и участвовал практически во всех заседаниях, было разработано "Положение о церковноприходских школах".  Оно было высочайше утверждено в 1884 г. с припиской императора Александра III: "Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле".

В "Положении" определена основная цель церковноприходских школ: "Школы имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания".   Для скорейшего внедрения  "Положения" в 1885 г. при Св. Синоде был создан Училищный  совет для "заведования" этими школами, членом которого стал  надворный советник В. И. Шемякин, - на него были возложены обязанности делопроизводителя. Совет призван был заниматься организационными, методическими и финансовыми вопросами церковноприходских школ. Почетными членами Училищного совета стали: настоятель Кронштадтского Андреевского собора Протоиерей Иоанн Сергиев и протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский.

В 1896 г. Василий Иванович назначен главным наблюдателем церковноприходских школ Российской Империи. Должность, на которой он и нашел свое окончательное призвание, проработав в течение 10 лет. Вся его деятельность была направлена на быстрейшее развитие школьной сети, опирающейся на церковь. Он участвовал практически во всех разрабатываемых законопроектах. Работал над расширением школьных программ, введением в них таких предметов, как природоведение, история, география, занятия по сельскому хозяйству и даже пчеловодство. Понимая огромное значение подготовки учителей для церковных школ, считая главным не только их образование, но и соответствующее воспитание, Василий Иванович участвовал в создании учительских семинарий и различных педагогических курсов, работу которых хорошо знал по личному опыту.

Убежденность Василия Ивановича в жизненной необходимости церковноприходских школ, вера в просветительскую силу духовенства сделали его в буквальном смысле "апостолом" этой идеи. Исполняя свои служебные обязанности, он исколесил Российскую Империю вдоль и поперек. Благодаря этим разъездам он прекрасно знал местные условия и умел легко разрешать все недоразумения по организации школьного дела на местах. В результате он всенародно заслужил титул "Имперского" наблюдателя церковноприходских школ. Василий Иванович участвовал в открытии многих новых церковноприходских школ. Среди них  школа в с. Мартышкино под Ораниенбаумом, где председателем попечительского совета стал его племянник Николай Николаевич Шемякин, двухклассная школа с сельскохозяйственными и ремесленными курсами в с. Велебицы на родине Василия Ивановича, попечителем которой он был до конца своих дней. Школа была построена на земле, подаренной им. Освящение школы состоялось 26 сентября 1893 г, в день престольного праздника Иоанна Богословской церкви, находящейся недалеко от усадьбы "Бор". Отцом Иоанном Сергиевым (Иоанн Кронштадтский) школе были пожалованы три стипендии по 50 руб. каждая.Позже на своей земле Василий Иванович приступил к постройке новой каменной церкви, строительство которой было окончено в 1906 г. Этим воплотилась в жизнь его идея - соединение церковно-приходской школы с приходом. Он считал, что приход - тело, в котором священник является сердцем. Священник не только носитель, но и производитель церковности для своего прихода. Его служебная задача - спасение душ своего прихода. Ему для этого дано много: средств и способов, но наилучшее для этой цели средство - школа. "Школа будет истинно народной только в том случае, если будет органом приходской жизни. В школе должно царствовать добро, тогда школа - дом радости для детей, где учитель не надзиратель, а друг для детей, не строгий дядька, а любящая няня. Там молитва не формальность, а минута умиления и восторга. В такой школе думают о детской душе и боятся ответить за нее перед Богом".

Василий Иванович считал необходимым знакомить общество с церковной школой. Ему принадлежит целый ряд статей и заметок: "Русское сердце и русская школа" (1888), "Духовенство и земство в деле народного образования" (1890), "Церковные школа Саратовской губернии и их критика" (1898), "Новые задачи и нужды церковно-школьного дела", "Церковные школы и церковные земли" (1893) и др. Очень интересна последняя статья, где Василий Иванович отмечает: "Влияние церковно-воспитательной школы на детей до того очевидно, так легко и естественно проходит в семью и полагает в ней прочные устои благочестивой жизни, что сомневаться в этом было бы грешно. На этом незыблемом фундаменте православного и церковного воспитания можно строить какие угодно этажи технического, профессионального и сельскохозяйственного образования". Он считает необходимым наделить церковноприходские школы землей, где обучать сельскохозяйственным работам, снабжать школы семенами и инвентарем. Для более успешного ведения этих работ организовать учительские курсы, где обучать огородничеству, садоводству, пчеловодству и т.д. Далее Василий Иванович пишет: "Улучшение хозяйства на церковных землях послужит примером и двигателем для улучшения крестьянского хозяйства... Это может послужить и развитию народного благосостояния и неразделенного с ним благосостояния духовенства".

Начиная с 1896 г. он помещает статьи в журнале "Народное образование", основанном по инициативе Училищного совета. В целях снабжения школ книгами внеклассного чтения Училищный совет издал серию книг (более 70) под названием "Приходская библиотека", редактором которой стал В. И. Шемякин, Эти книги по своему содержанию включали разные отрасли знаний: религиозные, исторические, литературные, сельскохозяйственные и музыкально-певческие. Последним он уделял также большое внимание, особенно церковному пению, оказывающему, по его мнению, благотворное влияние на воспитание учащихся.

Василий Иванович защищал церковноприходские школы от различных нападок, печатая статьи в различных газетах и журналах. Он не противопоставлял церковные школы земским, появившимся в 1864 г., в которых больше внимания уделялось "полезным" знаниям, но считал, что церковные школы смогут лучше утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности и что "они лучше воспитывают самосознание русских детей, которые со школьной скамьи должны сознавать себя детьми великого народа и знать свое место среди других славянских народов".

В 1906 г. В. И. Шемякин вышел в отставку в чине действительного статского советника, но продолжал публиковать статьи по вопросам народного просвещения. Всего вышло около 60 статей. Итогами работы Училищного совета при Св. Синоде, в котором активно участвовал Василий Иванович, было создание к 1907 г. 41233 церковноприходских школ и школ грамоты (в 1884 г. их было 4213), в которых училось около 2 млн. человек. Церковноприходские школы внесли свою лепту в дело повышения грамотности в России. Количество их продолжало расти. В. И. Шемякин был награжден орденами св. Станислава 1-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. За участие статистического отдела Училищного совета, заведующим которого с 1890 г. был Василий Иванович, на Международной выставке в Париже 1900 г. он был отмечен французским правительственным знаком отличия "Пальмовая ветвь".

Василий Иванович был хорошим семьянином. Однако его служебная деятельность приводила к частой разлуке с женой и детьми. Из-за слабого здоровья сына Дмитрия Ольга Владимировна ранней весной уезжала с детьми на курорты, а лето проводила в имении "Бор". В имении постоянно жила и вела хозяйство сестра Василий Ивановича Вера Ивановна Шемякина. В письмах тех лет Ольга Владимировна подробно описывает состояние и поведение детей, их времяпрепровождение и т.п. Письма проникнуты грустью разлуки и надеждой на скорую встречу: "Дай Бог, чтобы ты приехал поскорей к нам, милый, хороший Вася!.. Что-то ты живешь, бедный, опять один-одинешенек, когда-то кончится наша горемычная кочующая жизнь". За годы своей службы Василий Иванович только пять раз брал отпуск. Так, в 1885 г. он просил; "предоставить отпуск, т.к. должен везти на лечение сына, страдающего воспалением позвонков".

Трудное время испытывала семья Василия Ивановича в период строительства школы и церкви. Так, в одном из писем Ольга Владимировна пишет о денежных затруднениях; "Меня теребят о долгах, ради Бога, прошу, молю тебя, выдай мне и я расплачусь со всеми долгами" и т.д. Но, несмотря на все денежные проблемы, строительство было успешно завершено.
После выхода в отставку Василий Иванович много времени уделял внукам, которых нежно любил. Внуки жили у него не только в летнее время. У сына Дмитрия, женившегося на дочери врача г. Евпатории Евгении Сигизмундовне Цеценовской, было пятеро детей. Когда Дмитрий в 1909 г, умер, Василий Иванович все заботы о внуках взял на себя. Его стараниями внук Дмитрий был определен во 2-й Кадетский корпус на стипендию графа Аракчеева, внучка Наталья определена в новгородскую гимназию, а младшие дети обучались дома. Дочь Лиза вышла замуж за Порфирия Петровича Миросницкого, работавшего в Училищном совете. В дальнейшем он стал редактором журнала "Народное образование". Лиза с сыном также летом жила в "Бору".

В эти годы В, И. Шемякин подружился со своим внучатым племянником Игорем, внуком его брата, Игорь часто бывал в "Бору". Интересны письма Василия Ивановичу к нему 1912-1915 гг., когда Игорь учился в Московском Императорском лицее  (родители Игоря жили в Кронштадте). В них он интересуется его учебой, заботится о здоровье и дает много полезных советов. Рекомендует чтение книг по истории, называя авторов этих книг. В неспокойные для России годы советует: "Прежде чем принимать ту или иную политическую линию, употреби три учебных года на серьезную науку, особливо на русскую и всеобщую историю. Пройдя такой курс, можешь смело выбирать ту или иную партию здравого смысла. Мне же противны наши западники, кувыркающиеся перед Европой в качестве идолопоклонников, и наши черносотенцы, видящие соль земли русской в родном невежестве и холопстве. Петр Великий думал, что науку можно выучить по приказу и потому не стеснялся наказанием лености. Но оказалось, что наука не слушает указов, не боится розг и плетей. Вот слава тому, кто не променяет науку ни на какую политику и будет крепко и властно держать ее знамя. Дай Бог тебе попасть в руки таких преданных слуг науки, не меняй ее на политику, ни на все блага мирские. Зато будешь... на всю жизнь верным другом и... верный путь быть полезным родине и как сможешь служить ей". О себе Василий Иванович пишет, что приходится быть умеренно правым и умеренно либералом, руководствуясь чувством любви к родине, прогрессу в науке.

Можно критически относиться к церковно-просветительскому направлению в просвещении России, но нельзя замалчивать и зачеркивать прошлое, даже если настоящее на него не похоже. Деятельность Василия Ивановича Шемякина - интересное звено русской педагогики, которая до настоящего времени больше известна по именам великих педагогов, чем по именам менее заметных фигур, но без которых просвещение в России не могло быть осуществлено.

Василий Иванович умер 27 марта 1916 г. и похоронен в с. Велебицы около церкви св. апостола Иоанна Богослова вблизи двухклассной школы, построенной его стараниями и на земле, подаренной им приходу.

В августе этого года мы, потомки брата Василия Ивановича - Николая Ивановича, побывали в местах бывшего имения "Бор".
Стоял прекрасный теплый солнечный день. Только редкие облака изредка проплывали над нами. Дорога была не очень загружена, и мы за 2,5 часа доехали от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода, въехав в который, направились на дорогу, ведущую на Псков. У Шимска свернули на Сольцы, миновали с. Мшага, где похоронены родители Василия Ивановича. К сожалению, ни кладбища, ни церкви не сохранилось. Доехали до указателя "Песочки 0,6 км", соответствующего нашей план-схеме, свернули налево и по вполне приличной проселочной дороге, идущей сначала по лесу, а потом по берегу реки Шелони, доехали до села Велебицы. Удивительно, что при подъезде к Песочкам тоскливый равнинный пейзаж сменился холмистым. Река, делающая изгиб, уходила вдаль, голубизна ее была под стать небу. По ту сторону реки зеленели бескрайние луга. Высокий берег Шелони утопал в лесу. Все вокруг дышало каким-то удивительным спокойствием и умиротворенностью. Нас охватило такое теплое чувство, которое возникает только при встрече с родным и близким. В селе несколько домов, расположенных вдоль дороги, идущей по берегу Шелони. На холме возвышается церковь, сложенная из красного кирпича, окруженная цветочными клумбами... Рядом с церковью три могильных холмика с чугунными крестами. К нам подошли две пожилые женщины. Познакомились: Мария Яковлевна Репель и Вера Ивановна Стродэ - хранительницы церкви и уроженки этих мест, вернувшиеся из Прибалтики после смерти мужей. Они рассказали, что это могилы Василия Ивановича Шемякина, его жены и их сына Дмитрия. По нашей просьбе открыли церковь. Мы с душевным трепетом вошли внутрь. В церкви стараниями Марии Яковлевны и Веры Ивановны чисто и ухожено. На престоле - икона св. ап. Иоанна Богослова. Мы поставили свечки и помолились об упокоении душ наших предков. Вблизи церкви здание бывшей церковноприходской школы, созданной заботами Василия Ивановича. В здании школы отдыхали дети из Санкт-Петербургского реабилитационного центра Братства святой Анастасий Узорешительницы. Мы рассказали детям о цели нашей поездки. Они заинтересованно слушали рассказ о Василии Ивановиче Шемякине. Потом мы спустились к реке, сходили к зданию бывшей двухклассной школы, погуляли по бору-парку и сходили к заросшему источнику. Словом, обошли всю усадьбу "Бор". На прощание нам подарили журнал новгородской епархии "София" № 4 за 1997 г., где оказалось много интересного материала о Василии Ивановиче и об истории с. Велебицы.

Жаль было расставаться с краем, где находилась родовая усадьба и села, с которыми связана судьба наших предков... Нет сомнения, что мы еще не раз побываем в этих краях.
 

Г. ШПЯКИНА, А. ВЕЛИЧКО
Санкт-Петербург
 
 

Фотографии из архива Совета Новгородского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Отсканированы Денисом Маханько в марте 2008г.

д. Велебицы, усадьба Шемякиных (ныне - противотуберкулезный санаторий, гл. корпус) >>>

д. Велебицы, усадьба Шемякиных (ныне - противотуберкулезный санаторий, 3-й корпус) >>>