МЕДВЕДЬ

Село находится в 15 км от п.Шимск. Фото Наталии Кидони, 2010 г.

Въезд в село

Колокольня до революции и теперь. Колокольня была частью Свято-Троицкой церкви, строительство которой началось в 1799 г. на средства купечества. Позднее были пристроены пределы Живоначальной Троицы и Ильинский. При церкви существовали: церковно-приходская школа, библиотека, церковный хор.

дом купца Михаила Кузьмича Гаврилова.

Музей

В селе Медведь расположен памятник военной архитектуры - казармы 1 и 2 Карабинерских полков (архитектор В. Стасов), где были расквартированы солдаты первых военных аракчеевских поселений в Новгородской области. В этих зданиях во время Русско-японской войны 1904-05 гг. был лагерь военнопленных. Первые пленные появились тут осенью 1904 г. и были размещены в пустых казармах здешней воинской части, при 199-м резервном Свирском полку. Военный министр генерал-лейтенант Сахаров издал указ, который "разрешал" внести "добрые изменения" в их питание: заменить на обед перловый суп рисовым, а на ужин манную кашу - пшенной, при этом расходы относились на военный фонд. Охраняла лагерь рота солдат. Впрочем, особых хлопот пленные не доставляли - вели себя тихо, мирно.

Отношения у пленных японцев с местными жителями сложились хорошие: никто не припоминал ссор или столкновений. Пленные свободно передвигались по селу. Офицеры любили кататься по улицам села на велосипедах. Пленные часто ходили в единственное питейное заведение Медведя — трактир Белова. Однако никто ни разу не видел пьяного японского пленного. По воскресеньям взрослые жители села часто приходили на бывший военный плац, чтобы посмотреть, как японцы развлекались там невиданной тогда в России игрой, отдаленно напоминавшей лапту. Это был бейсбол. А сельские мальчишки с упоением запускали там воздушных змеев, которые мастерили для них японцы. Запомнилось также, что японские пленные были большими мастерами по части резьбы по дереву. Особенно хорошо получались у них макеты военных кораблей. А еще пленные искусно делали украшения из конского волоса.

Пленные также мастерили из подручных материалов свои национальные музыкальные инструменты. После закрытия лагеря эти поделки оказались в Санкт-Петербурге и хранились в местном музее театрального и музыкального искусства.

В Медведе также случилась любовная история. Молодого японского офицера звали Масакадзу Хигаки, а русскую девушку — Надя Карпова. Ей было тогда 16 лет. Она жила в Петербурге, а в Медведь приезжала к дедушке на летние каникулы. И однажды на сельской улице с ней неожиданно заговорил по-русски молодой японский офицер. Очевидно, они понравились друг другу и их встречи продолжались все лето. Когда Хигаки репатриировали в Японию, молодые люди еще целый год продолжали переписываться. В 1906 году Надя окончила гимназию в Петербурге и переехала в Медведь, где начала учительствовать. С этого момента их переписка оборвалась, и роман не получил своего продолжения.

Жила в Медведе еще одна девушка. Звали ее Александра Орлова. Она не застала японских пленных, так как родилась в 1906 году, когда их уже отправили на родину. Но память о представителях далекой и, как ей казалось, таинственной страны, заброшенных военной судьбой в их село, определила ее жизненный путь. Интерес к Японии привел Александру на японское отделение Восточного факультета Ленинградского университета. Она окончила его в 1931 году и с тех пор преподавала японский язык, подготовив несколько поколений советских японоведов. Интерес к Японии она привила и своей дочери Татьяне, которая выросла в одного из наиболее известных в России знатоков японской культуры. Сегодня Татьяна Петровна Григорьева — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор крупных исследований по искусству и литературе Японии. (из: Ю.Георгиев. "Пленные русско-японской войны", журнал "Япония сегодня")

Но не обошлось и без печальных событий. Из около 3000 японцев, находившихся в лагере, умерли 23 человека - в основном от ран и болезней, но некоторые совершили харакири. Над их могилами были установлены камни с надписями, сделанными в соответствии с японскими традициями; бывший буддийский бонза из пленных читал покойному прощальную сутру. В этой церемонии участвовали и русские офицеры из охранной роты, которые приходили вместе с почетным караулом из солдат. Прощальный салют над могилой заканчивал земной путь бывших врагов.

После подписания в 1905 г. Портсмутского мира пленные отправились домой. Путь оказался долгим: поездом в Гамбург, затем на пароходе в Кобе. По данным профессора Такэси Сапон, в декабре 1906 г. в Медведе ещё было 1776 японских военнопленных.

В 1908 г. по обоюдному соглашению японцы перевезли прах соотечественников на родину. Прощальная процессия растянулась не на один километр. Сохранилась фотография, на которой она была заснята процессия с гробами, покрытыми тканью, когда переходила мост в Старый Медведь, а конец ее терялся за горизонтом. Прах увезли, а на месте остались гранитные камни с иероглифами...

В начале XXI в. у одной из Аракчеевских казарм был установлен памятный знак с именами умерших пленных. Вокруг него положили камни, перенесённые с кладбища. Подробнее...

Памятник погибшим советским воинам. Из Книги Памяти Шимского р-на (с.186): Захоронение 30х12 м. Стена с прямоугольным завершением. Основная часть из бетона, а южная часть из гранита с высеченным барельефом воина и цифры 1942-45 гг. Покоятся останки 780 воинов, имена их известны и начертаны на металлических пластинах стены. В послевоенный период в с.Медведь перенесены останки воинов из деревень Щелино, Верхний Прихон, Нижний Прихон.