Е. Бундзен,
заслуженный работник культуры России
СКНЯТИНСКИЙ (ШКНЯТИНСКИЙ) ПОГОСТ
Солецкая газета, №№ 16 и 17 (2 и 5 марта 1999 г.)
 

На крутом косогоре правого берега Шелони, по её течению ниже железнодорожного моста, расположено одно из самых древних мест Солецкого района. Сейчас на косогоре обширнейшее кладбище, а почти тысячу лет назад здесь находился административный и духовный центр Псковско-Новгородской земли - Скнятинский (Шкнятинский) погост.

...Шла зима 947 года. Княгиня Ольга, посетив свой родной Плесков (Псков), ехала на Новгородчину. Она бывала в этих краях неоднократно, создавая погосты по берегам рек Шелонь, Мшага, Ловать, Пола и другим, а вот теперь намеревалась создать их и по реке Мста. Погосты создавались ею не только как административные центры определенных территорий, где располагались местные власти, производился подсчет населения и их податного имущества, сосредотачивались, собранные налоги, но и как центры распространения христианства. В то, что христианство будет принято на Руси, она крепко верила. Верила, что сделают это её внуки, и прежде всего её любимец - князь Владимир. А сама она, отойдя от власти и мирских дел, примет постриг и станет на Руси не только первой христианкой, но и первой монахиней.

До Новгорода оставалось еще около 100 верст. Где остановиться на отдых и ночлег? В погосте Скнять или в Мусицком? Скнять! Название погосту дал глава её дружины на своей, южнославянской мове (речи), на которой слово "скнять" означает косогор, долину, речное русло, густо усеянное камнями, а их здесь великое множество.

Остановились  в Скнятинском  погосте. Княгиня любила это место, красивое в любое время года, а особенно весной. На, крутом, обрывистом берегу спрятались постройки погоста, молитвенный шатер. А внизу под обрывом негодует Солонь (так в древности называлась Шелонь). Здесь пороги перегородили путь её водам, и они бьются о камни, кипя и шумя. Береговая круча в зарослях малины, черемухи, сирени, а по верху косогора, как ратники в дозоре, стоят ели и сосны. Из-за них не заметно построек; даже высокой сторожевой башни, с которой видно далеко окрест...

Прошли годы, Русь приняла христианство. Жизнь народа оставалась беспокойной. С вожделением поглядывали на Русь литовцы и поляки, шведы и тевтоны, и даже датчане. Ссорились между собой князья. В начале XI века особенно досаждал Новгороду полоцкий (белорусский) князь Брячислав. Он трижды, в 1019, 1921 и 1030 годах предпринимал попытки овладеть Новгородом, но каждый раз был бит. К себе в Полоцк его дружина уходила по Шелони, грабя и сжигая всё при отступлении. Трижды разграблялся и Скнятинский погост. Сын Брячислава Всеслав в 1065 году всё-таки взял Новгород, пленил многих жителей, не пощадил церквей, у Софии новгородской снял паникадила и колокола. Но вынужден был покинуть Новгород, и уходил, как и его отец, с разбоем по Шелонской дороге.

Чувствуя, что угроза с Запада не ослабевает, псковичи и новгородцы стали    не только в городах, но и погостах возводить каменные храмы, которые служили не только культовыми, но и оборонительными  сооружениями. В таких храмах, в случае необходимости, укрывались жители округи, а в церковных подвалах и подземных ходах хранился запас продовольствия, оружия и воды. Княжеские и владычные (епископские) дружины обязаны были защищать церкви до самого последнего война.

И такая каменная церковь, из толстых известняковых плит, была построена в Скнятине на рубеже XI-XII веков (примерно 1090-1110 годы, точной даты, к сожалению, узнать не смог). По всему периметру территорию погоста, а это все нынешнее обширное по размерам Шкнятинское кладбище, обнесли каменной стеной. Эта стена-забор даже в 30-е годы XX века выглядела весьма внушительно: в высоту - 2, 5 метра, в толщину - 1,5 м. За время своего существования церковь значительно расширилась за счет пристроек, сложенных уже из кирпича, и в 1930-е годы представляла собой целый архитектурный комплекс. Наиболее заметной её частью была высокая трехъярусная колокольня, построенная по типу пирамиды - широкая нижняя часть, служившая входом в храм, к верху заметно сужалась. Колокольня сразу же переходила в здание пристройки, примыкавшее, в свою очередь, к основному (старейшему)  помещению церкви. На этом основном здании к старому центральному куполу добавилось ещё четыре, и по своим размерам церковь могла относиться к категории соборов. От главных ворот каменной ограды к церкви пролегала широкая дорога, длиной метров 200-250, выложенная известковыми плитами и обрамлённая мощными берёзами. Рядом с главными воротами (к западу от церкви в сторону нынешнего железнодорожного моста) раскинулась небольшая деревенька, которая только в последней четверти XIX века переселилась из-за каменной ограды, оставив на своём месте вишнёвый сад, и только в 1930 г. на ёё бывшей территории появились первые захоронения.

С возникновением при царе Иване Грозном слободы Сольцы, Скнятинский погост начинает терять свое административное значение и все больше становится духовным центром. Со временем, и само название Скнять-Скнятино трансформировалось в Шкиятино, затем в Шкнятино.

До создания в России губерний, погост Скнятино входил в состав Псковской провинции.   27  апреля 1727 г. была образована Новгородская губерния в составе Новгородской, Псковской, Великолукской,  Белозерской и Тверской провинций, поделенных на уезды. В 1774 г. в  составе  Новгородской губернии выделился новый уезд - Порховский. В числе других к нему отошли  погосты, расположенные на территории современного Солецкого района (даю их по существующим тогда названиям): Мусицкой, Илеменской, Шкиятенский, Дубровенский, Рютенский (Ретновский). По населению самый большой из погостов - Илеменский,  в нем проживало 1299 душ мужского пола (женщины не учитывались), самый маленький - Шкнятинский, 309 душ. В деревнях Мусицкого погоста было 611 душ мужского пола. Слобода  Сольцы входила в Мусицкий погост.

В 1777 г. образовалась Псковская губерния, в состав которой вошел и Порховский уезд. По Шелони граница между псковскими и новгородскими землями проходила в районе деревень Сомино, Свинорд (Невское) и Горки, относившихся в то время к Старорусскому уезду Новгородской губернии. Со временем погосты были заменены новыми административными образованиями - волостями, в большинстве своём с центрами в бывших погостах. Однако Скнятино (Шкнятино) не стало центром волости, хотя осталось духовным центром большой округи. В Шкнятинский приход входило население деревень Замостье, Куклино, Городок,  Немецкая Лука и другие. Но вот уже 60 лет как нет ни Шкнятинской церкви, ни деревеньки Шкнятино. Что же произошло?

В 1938 г. в Сольцах началось строительство военного аэродрома. Под основу       взлетно-посадочных полос требовалось много камня. И его решили взять, разобрав действующую Шкнятинскую церковь и внушительный каменный забор вокруг кладбища. Население деревень Каменка и Замостье, представители интеллигенции Сольцов (учителя, врачи, журналисты) писали в Ленинградский обком ВКП(б) А.А.Жданову,  что церковь в Шкнятино  древняя, ей 800 лет и ее надо сохранить как исторический памятник. Ответ всем был однотипен: церковь в Шкнятино не представляет исторической ценности, не возражает против  ее сноса и руководство Новгородской епархии (хотя Шкнятинская  церковь тогда относилась к Псковской епархии).

Церковь закрыли, все, что в ней находилось, куда-то увезли, священники  уехали. Работы по разборке шли в ударном темпе. Каменный забор  разрушался вручную ломами, применяли,  правда, в крайне  редких случаях и взрывчатку. Камни сразу же грузились на автомашины  и мобилизованный со всех колхозов района гужевой транспорт (лошади с телегами) и вывозились в Сольцы на аэродром. Затем началась разборка колокольни. Колокола спускали  на талях. Но все же самый большой, так называемый набатный, сорвался с талей, упал на каменную плиту и долго глухо гудел, как бы говоря: "Люди, что вы  делаете?". Вслед за колокольней быстро разобрали пристройку и взялись за первое, старинное здание церкви. И тут споткнулись: разбить стены и крышу, сложенные из толстых и крепко скрепленных известковых плит, не удалось. Так и осталось стоять это старинное основное здание с облупленными стенами и полуразрушенными куполами, на главном из которых в 1940 г. вместо креста  росла березка. Разбили стены древней церкви уже немцы в годы оккупации, используя каменные плиты при возведении ДОТов, а  окончательно "добили" церковь уже после Отечественной   войны  жители Замостья и Каменки. И еще десяток лет был заметен холм на месте старинной церкви, а сейчас и его не найдешь.

В  1940 г. перестала существовать и деревенька Шкнятино. В 1939-40 гг. в Ленинградской области проходила кампания по ликвидации хуторов. В постановлении об их ликвидации говорилось, что они расположены среди колхозных угодий и мешают внедрению севооборотов, передовой технологии, являются причиной потравки посевов. И хотя в Солецком районе, да и вообще на Новгородчине, хуторов насчитывались единицы, кампания получила широкий размах. Для статистики и доказательства ревностного исполнения вышестоящих решений,  местные власти отнесли к хуторам небольшие деревеньки, в 6-8 домов, в т.ч. и Шкнятино, хотя оно никак не относилось к хуторам,  располагаясь на косогоре берега Шелони и возле кладбища, которое не перенесешь и дорогу к нему не закроешь. Да и пахотных земель колхоза в Замостье здесь не было. Примыкающие к Шкнятино земли отличались скудностью плодородного слоя, были сильно засорены камнем и использовались под пастбища. Но к лету 1940 г. деревенька Шкнятино перестала существовать. Часть ее жителей переселилась в Замостье, остальные - в Сольцы. Государство дало им беспроцентные ссуды, и семьи, переехавшие в Замостье, уже осенью 1940 г. справили новоселье.

Такова далеко не полная история возникновения  и гибели Шкнятинской церкви и деревеньки Шкнятино. С их историей связано и  развитие на Шелони мельничного производства. Первая мельница на Шелони и запруда через реку (плотина из камня)  были  сооружены перед  Шкнятинскими порогами. Затем мельницы получили на Шелони широкое развитие. В пределах современного Солецкого района, были возведены запруды близ деревень Немецкая Лука (теперешней Сосновки, вблизи интерната), Каменка, Блудово. Мельницы у этих запруд функционировали вплоть до Отечественной войны, а Блудовская еще с десяток лет после войны.

На левом берегу Шелони, напротив Шкнятино, была небольшая деревенька, где многие годы "спасались" староверы. Старообрядческая община в Сольцах до войны была довольно крупная и имела свой молитвенный дом на набережной Шелони. Эта молельня была закрыта в 1938 г., а каменное здание отдано под какое-то учреждение.

А каковы судьбы людей, жизнь которых была связана со Шкнятиным? Об этом отдельный очерк, а пока могу сказать, что история Шкнятино связана с семейством, а точнее кланом (группой семейств) Моревых, их знакомых и друзей, таких, как первые солецкие журналисты С.Ванюков, Шпикерман и др.