Виктория БАХАР
«ГОСПОДИ…СПАСИ И УСМИРИ РОССИЮ!»
Солецкая газета № 17 (19 апреля 2013 г.)

 

21 февраля 1913 года, в день трехсотлетия династии Романовых, в час дня по полудни в Санкт-Петербурге в Казанском соборе шла праздничная служба, во время торжественного богослужения два голубя кружили над куполом. Император Николай Второй стоял рядом с сыном, и ему казалось это прекрасным предзнаменованием. Саровский святой оказался прав: вторая половина царствования – в процветании.

Позже царь запишет в дневнике: «21 февраля 1913 года. Четверг. День празднования трехсотлетия царствования был светлый и совсем весенний.

...В соборе был отслужен торжественный молебен и прочитан манифест. Настроение было радостное, напоминавшее мне коронацию».

Часовня в Сольцах. 4 апреля 1929 года. Из архива краеведческого музея.А в провинциальном городке Сольцы в тот же день и также в час по полудни в том конце городского бульвара, с которого открывается замечательный вид на Ильинский собор, служили благодарственный молебен на месте открытия памятной часовни. Ее возведение и освящение были приурочены к знаменательной для России дате – трехсотлетию Дома Романовых.

Средства для постройки часовни выделил большой семейный клан купцов Ванюковых, прославивших наш город льном и кожевенным делом, архитектурой своих особняков, участием в благотворительных фондах и меценатством. Теперь довольно сложно установить, кто именно из Ванюковых принял решение увековечить памятную дату возведением часовни в Сольцах.

Этот славный род в истории своей имел немало одаренных людей, образованных и культурных, умевших зарабатывать деньги и распорядиться своим большим капиталом с пользой и честью. Ванюковы искренне любили наш город, в котором их род пережил расцвет своего благополучия, и не жалели средств для его благоустройства.

Откуда пришли в наш город Ванюковы? Когда это было?

По свидетельству Ирины Савиновой, много лет посвятившей истории солецкого края, в один из дней лета 1803 года местные жители увидели в посаде незнакомых людей. Одни толковали, что это оброчные люди порховского помещика Лаврова, другие, и таковых было большинство, утверждали, что прибывшие из далеких краев зависимости от барина уже не имеют, так как ведут себя подчеркнуто самоуверенно. Это и были Ванюковы.

На тот момент старший в роду, Мануйла Ефимович Ванюков, деньгами располагал небольшими, а чтобы записаться хотя бы в третью гильдию купечества, ему пришлось объединиться с братом Федором и племянником Иваном. Сумма составила 2005 рублей, она и стала пропуском в солецкое купеческое сословие.

И началась жизнь, полная трудов, испытаний, житейских радостей и большого желания приумножать не только капитал семьи, но и благосостояние всего рода Ванюковых.

Особняки и заводы во многих городах и деревнях Новгородчины и даже в Петербурге (Ванюковы стали одними из основателей промышленной льнопереработки в Сольцах), склады и цеха кожевенного дела, сады и парки, даже пароход были в собственности клана Ванюковых.

Жизненная хватка была присуща далеко не всем из них, но большая семья прощала излишне романтичным отпрыскам увлечение поэзией, желание служить Богу или отдавать себя на служение иным ценностям, чем деньги. История русского купечества знает немало примеров тому, как первые два-три поколения династии до седьмого пота работали, сколачивая огромные состояния, а последующие просто не считали нужным продолжать это дело.

Часовня в Сольцах. 4 апреля 1929 года. Из архива краеведческого музея.Так случилось и с этим славным родом. Одни ко времени революции умерли, другие уехали из Сольцов в большие города, третьи обеднели и стали мещанами, затерялись среди простого люда.

Но вернемся к истории часовни. Если внимательно изучить документы, то станет понятно – к 1913 году, когда была возведена часовня, клан Ванюковых сильно подрастерял не только свои богатства, но и членов семейства. Однако те, что остались, к 300-летнему юбилею династии Романовых возвели маленькую ажурную часовенку, скромно подписанную, что построена она «иждивением благодарных жителей посада Сольцы».

На старых фотографиях, любовно собранных основателями нашего краеведческого музея Клавдией Николаевной Литошенко и Лидией Никитичной Игнатьевой, можно увидеть, где именно она располагалась, как выглядела. Под фото, где часовня еще стоит во всей красе в самом начале нашего бульвара, рукой Лидии Никитичны сделана подпись: 4 апреля 1929 года. Рядом снимок, на котором часовня наполовину разобрана, люди крушат стены, уже снят некогда сиявший золотом куполок… Подпись той же рукой: 14 августа 1929 года.

Что случилось в городе за эти четыре месяца, почему было решено снести часовню, уничтожить все следы ее пребывания в архитектуре города? Трудно даже предположить. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...»

Поклонный крест в Сольцах. Фото автора, 2013 г.А затем грянула война, почти до неузнаваемости изменившая облик нашего города. На останках былых 3-4-этажных дворцов достраивались крыши, из обломков в Сольцах же обожженного кирпича строились дома и школы, больницы и клубы. Город жил.

В день 80-й годовщины мученической кончины Государя-Императора Николая Второго и его Августейшей семьи, 17 июня 1998 года на месте часовни был установлен поклонный крест. Торжественное шествие поднималось в гору от Ильинского собора так же величаво и неспешно, как и в 1913 году, когда горожане во главе с настоятелем собора шли освящать часовню.

21 февраля 1913 года, четверг...

21 февраля 2013 года, четверг... История меряет свои вехи столетиями. Мы – тому свидетели.