О.Иванова
БУДЕТ ЛИ У ИСТОРИИ ЗАВОДА ПРОДОЛЖЕНИЕ...
"Солецкая газета", №59 (1 августа 1995 г.)

День города — праздник особенный, это праздник тех, кто живет в этом городе с рождения и совсем недавно. Праздник тех, кто любит свой город, а не любить его невозможно. Есть в наших Солнцах что-то притягивающее, чем дольше здесь живешь, тем невозможнее покинуть этот город, представить себя где-то в другом месте. Именно такими «малыми городами» сильна наша страна.

В День города не хочется ворчать как обычно: живем мы здесь в глуши, в провинции, никому не нужны, ничего от нас не зависит, все у нас хуже, чем у людей. В День города хочется вспомнить и сказать вслух, что город свой все мы любим, только каждый по-своему. Хочется вспомнить все, что у нас было и есть хорошего, хочется помечтать.

Естественно, что первым делом все взоры с надеждой обращаются на то предприятие, которое совсем недавно успешно работало и было, да, пожалуй, и есть самое крупное в городе — завод «Эллипс». Передо мной большой красный альбом с металлической монограммой на обложке — историческая летопись завода. Любовно оформляли этот альбом, вписывали все знаменательные даты, значительные события в жизни завода, подклеивали фотографии. Завод — единый, слаженный механизм, существо, живущее по своим законам, у него своя летопись, своя история, своя судьба, тесно связанная с судьбой города.

История завода начинается 1 июня 1968 г. В этот день началось его строительство. На фотографии тех лет — разрушенное войной здание Солецкого курорта. И не здание даже, а стены с проёмами на месте окон и дверей, без крыши и без пола. 1лядя на снимок этих руин, трудно представить, что через 11 месяцев работы без квалифицированных специалистов и при полном отсутствии какой-либо простейшей техники здесь начнет работу завод.

«Его построили сольчане, которые вручную вырыли тысячи кубометров грунта. При 36-ти градусном морозе возводили стены, крышу, потолки, заливали монолит, строили подстанцию, устанавливали новое оборудование. Кроме того, в процессе работы шло обучение кадров по 10 профессиям. Первым директором завода был И.И.Кобзев».

На следующей фотографии в аккуратном корпусе завода с трудом узнаются очертания недавней руины. А вот и приказ министра из Москвы за номером 390: «В соответствии с планом развития отрасли радиокомпонентов и в целях создания узкоспециализированных предприятий, обеспечивающих максимальную производительность труда, приказываю: 1. Организовать в городе Сольцы Новгородской области филиал завода «Комета» при филиале №2 НИИРК на базе передаваемых Горсоветом помещений бывшего Солецкого курорта и специализировать его на выпуске ленточных сердечников для трансформаторов черно-белого и цветного телевидения...».

Завод строился, коллектив мужал. И, конечно, как в каждом новом деле были свои неудачи. У нас, написано в летописи завода, трудности были еще и потому, что не было опыта работы в этом новом деле. Налаживать новое оборудование приходилось самим, без специалистов, не хватало рабочих, руководящего состава. Поэтому главное внимание и все усилия администрации были направлены на подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров.

1969 г. вошел в историю завода как год испытаний, проверки сил, как экзамен всего коллектива. 29 апреля 1969 г. был выпущен первый магнитопровод: с этого дня начался счет трудовых дел коллектива завода.

На заводе было установлено сйачала 5 автоматических линий, к концу года их было уже 6. В начале марта сдана в эксплуатацию подстанция, к дню выборов — 16 марта досрочно завершены работы по установке первой очереди монолита и установки арматуры на площади 300 кв. м. 18 марта пущена в эксплуатацию теплотрасса, установлены паровые котлы. Апрель — поднято новое оборудование в цеха и установлены автоматы. И везде фамилии тех, кто отличился. Ведь это люди творили историю своего завода и потому сами тесно связаны с нею.

Но о достижениях говорить было рано, потери брака составляли 10%. Выпускалось только от 190 до 290 шт. магнитопроводов в смену с каждой линии при плане 350 шт. А вот годовой производственный план 1979 г. был выполнен досрочно.

И дальше достижения, неудачи, новое строительство, ценные почины, социалистические обязательства. 15 декабря 1975 г. филиал завода «Комета» был преобразован в «завод без права юридического лица с присвоением открытого наименования — завод «Эллипс».

1979 г. — последний в летописи завода, дальше чистые листы. Завод существует, а его современность никого не интересует? От рабочих завода, от его руководства зависит, будет ли у их предприятия дальнейшая история и будет ли она такой, что ее не стыдно будет вписать красными буквами для того, чтобы оставить память о себе потомкам. Или через много лет о заводе «Эллипс» будут вспоминать, как сейчас о Солецком курорте?

И еще хотелось бы написать в первую очередь о людях, которые творили историю своего завода, вписывали славные странички в его биографию. Особенно интересны рабочие династии, семьи, в которых любовь к своему делу, навыки, даже секреты передаются от отца к сыну, от деда к внуку. И есть такие почётные и славные династии и на заводе. Все они имеют достойное начало и продолжение, но, к сожалению, большинство из них обрывается сейчас. Молодежь уходит с завода, на котором работали их родители, деды, и винить их в этом нельзя. О том, как редко бывает на заводе работа для всех, всем же и известно.

Для того, чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, хочется порадовать жителей нашего города: в ближайшем будущем откроется кафе завода «Эллипс». Больше чем за два года мы еще не успели о нем забыть, но уже успели отвыкнуть от того, что в нашем городе есть куда пойти отдохнуть. В кафе уже проведен необходимый ремонт, работы по подготовке его к открытию заканчиваются. Я думаю, вскоре оно вновь станет любимым местом отдыха для горожан.