Н. Чуркина,
гл. специалист комитета культуры
ВО ЧТО ИГРАЛИ НАШИ ДЕДЫ…
Солецкая газета № ? (15 января 1999 г.)

В очередной раз собрались на посиделки в краеведческом клубе любители старины. В последний предновогодний день спешили в музей люди: кто со своей старинной елочной игрушкой, сделанной из папье-маше, кто со старинным Дедом Морозом из ваты, кто с яблоками из склеенных опилок. Но хозяйкой праздничного вечера стала удивительно милая кукла, голова, ручки и ножки которой сделаны из керамики, а туловище - тряпочное. Она чинно сидела на столе в своем старинном платьице и башмачках из кожи. Какая же она была уютная и домашняя эта кукла, не шедшая в сравнение ни с какой зарубежной "Барби" или "Синди", потому что нет в них того заряда душевности и теплоты, которые исходили от этой куклы, принесенной одной из участниц праздничных посиделок.

Почему же так необычно начались эти посиделки? А потому, что в этот раз речь шла в клубе о старинных праздниках, играх и игрушках. "Изба" в краеведческом музее в этот день и в самом деле напоминала избу вечером перед Рождеством. У образов горела зажженная свеча, в углу стояла красавица-елка. На столе дымился самовар. И начались наши задушевные беседы о том, во что играли наши мамы и папы, во что играли сами присутствующие, какие игры, какие были праздники в Сольцах.

В те далекие годы будничные дни резко отличались от праздничных, даже по тому, как люди одевались, как общались между собой. Обычно в праздничные дни или приглашали гостей, или сами ходили в гости, подчас пешком из города в деревню за 10-15 км или наоборот, смотря где какой был праздник. В поход выходили рано поутру, чтобы поспеть к обеду, или выезжали на лошадях, у кого они были. И уже все это создавало праздничное настроение и жизнь не казалась однообразно серой.

Что говорить, и трудиться могли наши предки, и отдыхать. Веселиться, так от всей души. "Когда были совсем маленькими, играли в куклы, сделанные из тряпок, ваты и пакли. Платья шили из лоскутков, которых нам очень много дала тетя Липа Боговская", - вспоминает Антонина Николаевна Николаева. Олимпиада Боговская - одна из дочерей знаменитых купцов Боговских. После революции семья распалась, и Липа жила очень бедно, главным образом, зарабатывала себе на жизнь подаянием и чтением псалмов по умершим.

Детские забавы наших старожилов, что собрались в музее, были бесхитростными, но все единодушно сошлись во мнении, что всегда было очень весело, ни минуты не сидели без дела, без движения. Играли в такие игры, о которых современные дети и не слышали даже: в "чижик", "кости", "калин-бан-ба". Летом, особенно в праздники, с утра до вечера качались на качелях, каруселях на Красной площади или там же крутились на "гигантских шагах", да так, что казалось, душа выскакивала из тела, а потом возвращалась, когда карусель останавливалась.

Зимой вся Шелонь шумела, гудела от детских голосов: катание с гор, что у моста, на лыжах, да еще чтоб "трамплин" был обязательно, на санках, салазках, финках. Вспоминали, как ставили на Шелони "кружало" - своеобразную зимнюю карусель. Столб вмораживали в лед, к нему поперек присоединяли длинный шест или одевали колесо и привязывали к концам шеста санки. А потом по очереди его раскручивали. Лидия Никитична Игнатьева вспоминает, что ей в своем детстве пришлось покататься и на деревянных коньках.

А еще самым любимым катанием зимой было катание с горы по Советскому проспекту, потому что гора была крутой и очень длинной, это ее сейчас несколько асфальтом сгладили. Транспорта было очень мало, почти не было. "И неслись, перегоняя друг друга, кто только, на чем мог", - вспоминает Иван Дмитриевич Мещанинов. Смех, тут же слезы, все перемешивалось в этой веселой чехарде до самых сумерек. Мокрые, но веселые и счастливые, шли ребята домой. А дома самое любимое занятие - это чтение и домашние театры. В далекие 30-40-е годы это занятие было очень любимо и популярно у тогдашних ребятишек. Свой первый театр Белла Федоровна Марголис, маленькая Белла, устроила на сеновале, собрала всех домашних, соседских ребятишек и поставили спектакль "Серебряная табакерка".

Когда стали постарше, с удовольствием ходили в Дом детского творчества, где были театральный кружок, фотолюбительский, авиамодельный, которым руководил очень увлеченный человек, учитель средней школы Абрам Исаевич Белят. А еще в Доме детского творчества была действующая модель железной дороги с настоящим паровозом, вагончиками, стрелками, вокзалом, мостами. А построил эту модель тоже очень увлеченный человек, тоже учитель, по фамилии Ваас. К сожалению, имени его собравшиеся вспомнить не смогли.

Летом любимым занятием солецких мальчишек было запускание различных вертушек, пропеллеров. В те далекие 30-е годы они "бредили" самолетами, небом. В стране полным ходом шла индустриализация, развивалось самолетостроение, работали курсы ОСОАВИАХИМ'а. Вот и в Сольцах были свои местные "конструкторы" - братья Абрамовы, которые у себя во дворе построили легкий самолет-планер. В один из летних дней 1936 г., наверное, все солецкие пацаны побежали на улицу Герцена, чтобы помочь затащить его на гору, что образовалась от карьерных работ. И запустили они планер с этой горы, и пролетел он над городом, над Шелонью, и приземлился на поле в Заречье, где солецкий льнозавод ставил скирды с льняными снопами. Константин Иванович Шветов и Иван Дмитриевич Мещанинов, или просто Костя с Ваней - солецкие пацаны были участниками тех знаменательных событий. Что было потом с тем планером и братьями Абрамовыми, осуществил ли кто из них свою юношескую мечту - стать летчиком, никто не помнит. Был впереди и страшный 37-й год, и была война. Может, кто из сольчан помнит те события или знает о судьбе братьев Абрамовых, приходите к нам на очередную встречу в краеведческий музей.

А вот когда стали старше наши мальчики и девочки, то и интересы пришли другие. Солецкий бульвар - сколько он одного видел и знает, сколько поколений прошлись по его тенистой аллее. Это сейчас он стал старым, его подрезают не щадя, а вот подсаживают мало. А раньше, лет 50-60 назад, он был еще юным, и был в свое время как бы "смотровой" площадкой. Здесь о тебе складывалось общественное мнение, хороший ли ты человек, внимательный, вежливый, скромный или же зазнавала, выскочка и грубиян. Лавок, скамеечек было очень много на бульваре, а если не хватало общественных, то вечерами, в праздники и выходные дни выносили из домов свои и чинно рассаживались, ведя неспешные разговоры. Очень  много было буфетов, лотков с развесным мороженым, квасом, пирожными, ароматными   бубликами, сахарными  петушками на палочке. И обязательно играл духовой оркестр  городской пожарной команды, без которого не обходился ни один праздник.

Любимым праздничным блюдом сольчан всегда оставался холодец или же студень, так говорят только у нас. И, конечно же, всевозможные пироги: с капустой, рыбники, курники, кулебяки. Так наедались в праздники пирогов, что уже когда гулянья заканчивались, если оставались пироги, то съедали только начинку, оставляя корочки из теста. От этих разгульных праздников родилась в Сольцах своя поговорка: "Столько много съели, что рыбьими корками можно крышу дома покрыть".

Долго еще вспоминали старожилы о далеких годах молодости, сколько интересного и поучительного в их рассказах, а порой комичного и трагического. Работники музея приготовили всем гостям новогодние сувениры в виде медалей с пушистыми зайчатами. Это чтобы год был у всех добрым и счастливым. Пили чай. Читали стихи. И все вместе вспоминали очень старинное стихотворение. Я записала его от своей бабушки Черемновой Прасковьи Максимовны, когда еще была школьницей, начала читать его, а оказалось, что его знают еще многие. Вот поистине народное творчество, которое живо и будет жить еще долго. Если Вам оно понравилось, прочитайте детям, внукам, перепишите и оставьте на память. А если Вам есть что вспомнить, то приходите к нам в гости и рассказывайте на добрую память всем людям.



Из воспоминаний Ю.П.Лисина (записала В.Данилова)
ВЕСЕЛИТСЯ И ЛИКУЕТ ВЕСЬ НАРОД
Солецкая газета № ? (28 декабря 1993 г.)

Праздничные ярмарки и гулянья

А уж какие ярмарки устраивались в Сольцах – загляденье! Они располагались от собора и по всей Красной площади, которая пролегала от сада купцов Ванюковых (ныне территория средней школы № 2) и до нынешней улицы Красных партизан, т.е. почти до самого берега Шелони. Ближе к ручью Крутец устанавливались всякие карусели и аттракционы, разбивали свои палатки торговцы. Приезжали даже китайцы, которые особенно славились своими сладостями. Кстати, выпускаемые нынче Выбитском пищекомбинате конфеты-карандаши сильно напоминают те, которыми баловали солецкую ребятню китайские купцы.

Ни один ребёнок не уходил с ярмарки без "заморской" игрушки. Особенно любили малыши яркие блестящие мячики на резиночках – бросишь такой в дружка по играм, а он отскочит и опять у тебя в руках.

Помнятся длинные ряды возов с дровами на рождественских ярмарках. Их привозили заборовские мужики, бородатые, огромные. Причём, дрова продавались полностью готовыми – и пиленые, и колотые, так что горожанам не приходилось заботиться об этом.

Катание

Поистине ярчайшие воспоминания и до сих пор остались от новогодних катаний. Горки заливали в нескольких местах и у каждой были свои постоянные посетители. Например, на той, что рядом с КБО, по Советскому проспекту, катались все от мала до велика. Бульвар тогда не поднимался так высоко к подножию горы, и мчались сольчане с высоты – кто на чём: и на санках, и на салазках, и на обледеневших досочках. А ребятишки и тут умудрялись соригинальничать: заливали на морозе водой коровьи лепёхи, считалось, что они лучше любых санок мчаться.

Более молодые и бойкие облюбовали для себя Зарецкую гору. Тот переулок, что спускается сейчас к Шелони напротив улицы Луначарского, носил название Ратушного и соединялся с городом плавучим мостом, который просуществовал до 1935 г.

Смех и весёлые частушки стояли на городом все новогодние праздники. Практически на каждой улице были т.н. окрутники (или Деды Морозы), которые добровольно брали на себя обязанность развлекать и веселить ребятишек. Случалось, какой-нибудь задорный окрутник ловил ребятишек и валял их в снегу, натирал уши, даже в штаны умудрялся снегу насовать. Вот радости-то было, мы гонялись за ним, осыпая задиристыми дразнилками и снежками, а он только отбивался от наседающих мальчишек и одаривал конфетами самых смышлёных и бойких.

Пионерский клуб

Большую часть свободного времени солецкие ребята проводили в Пионерском клубе, расположившемся в здании бывшего Купеческого клуба. Ныне там, видимо по традиции, находится Дом детского творчества. Первая средняя школа была тогда в здании нынешнего магазина "Детский мир". Едва заканчивались школьные уроки, как большинство мальчишек и девчонок устремлялись через бульвар в Пионерский клуб. Он работал, в основном, по вечерам и вход в него был строго по ученическим билетам.

Уж каких только кружком и секций не было в нашем клубе! Каждый мог найти себе занятие по душе. Особенно славился кружок планеризма, в котором ребята строили не только макеты планеров, но и большие летающие модели. Нам даже удалось запустить один планер с горы в Мусцах. А уж как гордились те, кому посчастливилось полетать на созданной своими руками машине!

Работой Пионерского клуба руководил Абрам Исаакович, он умел очень хорошо организовать и заинтересовать ребят. При этом он придерживался режима строгой дисциплины: младшие школьники могли находиться в клубе до 9 часов вечера, а старшие – до 11.

Какое-то время новогодние ёлки были объявлены буржуазным пережитком и в школах их не ставили. Но потом, когда наркомом стал Молотов, вновь разрешили устраивать для детей ёлки. В Пионерском клубе новогодние ёлки были неизменно прекрасными. Хотя, возможно, нам это только казалось, ведь мы сами готовили этот праздник. Задолго до Нового года мы начинали придумывать и мастерить карнавальные костюмы, клеить маски. И получались они просто замечательными: яркие, оригинальны, с массой выдумки и фантазии.

И вообще, город в эти дни был просто сказочным. Повсюду были огни и иллюминация, нарядные ёлки и гирлянды украшали входы в дома и магазины, взрывы хлопушек и весёлый смех разносились по улицам до поздней ночи. Отовсюду слышались поздравления и пожелания: "С Новым годом! С Рождеством! Счастья вам, здоровья!" Ведь тогда практически все сольчане были знакомы между собой, а в праздники тем более чувствовали себя родными и близкими друг другу.

О.Фалий
СОЛЬЦЫ - НАША РОДИНА МАЛАЯ
Солецкая газета № 59 (1 августа 1997 г.)

Наш город тих и спокоен, зелен и красив, люди его славны трудолюбием и талантом. А много ли ныне живущие знают об истории своего родного края, не считая, конечно, исторических справок, повествующих об образовании такого поселения? То, что основан он в таком далеком 1390 г. известно всем, что с историей нашего города связаны имена многих известных людей — Петра I, Екатерины II, композитора А.П.Бородина и других выдающихся личностей. Многие сведения почерпнуты нами от дедов и прадедов, передаваемые из уст в уста и молодому поколению. И все же это далеко не все, что мы можем и должны знать о Сольцах.

Исторический конкурс, проведенный в нашем районе в апреле этого года, выявил достаточно большое количество сольчан, желающих как можно больше узнать об истории родного края и которые во время его проведения проявили себя знатоками и любителями Сольцов.

Сегодня мы познакомим вас с наиболее интересными и любопытными сведениями, найденными конкурсантами в течение месяца, отпущенного на конкурс, и которые известны, наверняка, не всем. К примеру, интересен такой вопрос; почему район улиц Спортивная, Пролетарская, Пионерская назывался Новгородскими печами? И что такое Ардаматские печи?

То, что в районе названных улиц находились мастерские по изготовлению и обжигу кирпича, отметили все участники конкурса, а дополнения были такими. А.Валиуллина: «Солецкие кирпичи скупала вся новгородская земля, они славились своей прочностью, из них был сложен Ильицский собор». М.Григорьев высказал предположение, что своё название Новгородские печи получили в связи с тем, что расположены были ближе к Новгородскому тракту.

Ардаматские же печи, повествуют участники, были расположены в районе старого льнозавода, а название произошло от владельцев печей - купцов Ардаматских. В.Павленко отметил, что «к ним была подведена узкоколейная железная дорога. И они старше Новгородских». М.Григорьев узнал, что «на этих печах занимались производством извести».

Много сведений можно почерпнуть из работ конкурсантов о мельницах, находящихся на территории района. Более полный, интересный и обстоятельные ответ среди взятых нами работ, причём с рисунками, содержится работе В.Павленко: «Вследствие того, что в среднем течении Шелони выше Сольцов находится много порогов, предприимчивые крестьяне устраивали на порогах мельницы. При этом, кроме естественного порога, реку перегораживали искусственной плотиной из больших валунов.

Для перегонки леса посередине реки в плотине оставляли так называемые «ворота», которые открывали в половодье или при перегоне леса. Сами мельницы устраивали у берега, используя нижнебойный водяной двигатель. До недавнего времени на территории нынешнего Солецкого р-на находилось 8 мельниц». Далее Виталий называет все эти мельницы: Солецкая на Солецком пороге (напротив «Звезды», обслуживала г.Сольцы), 2 мельницы на Шкиятинском пороге, порог № 5. На пороге № 4 также было 2 мельницы: левобережная и правобережная. Еще одна мельница располагалась напротив недавно исчезнувшей дер. Пешино. Это была самая мощная мельница в округе. И по одной мельнице было недалеко от Рельбиц и Новых Дач - порог № 2, и около дер. Быстро - порог №1; Назвал Виталий и людей, которые владели этими мельницами.

Славен и достопримечательностями наш город, наверняка, каждые сольчанин может их назвать. Это и церкви в дер. Молочково, в Велебицах, это и усадьба Васильчиковых (парк и каменные постройки). Это и Солецкий курорт, а также многие другие здания.

А знают ли сольчане, к примеру, точную дату постройки моста через Шелонь? М.Григорьев это узнал и отметил в своей работе: «Открытие моста им. Кирова в 1935 г. было большим событием. Это был первый построенный мост в Сольцах».

А когда был посажен бульвар на Советском проспекте? «Всем миром» — как отметил Миша, — «его посадили в 1919-20 гг.».

Очень интересное слово встречается в вопросах исторического конкурса — «важня». Что это такое? Скорее всего, только пожилое поколение помнит с чем оно связано. Так стоит, наверное, объяснить это всем, для чего приведем ответы из конкурсных работ.

Алиса Валиуллина пишет: «На торговой площади находилось четырехугольное здание с большими воротами. В нём стояли огромные весы, на которых взвешивали крупные партии зерна, сена и т.д. Это здание жители считали одним из самых важных, отсюда и название Важня».

М.Григорьев добавляет, что «на весы завозили телегу с товаром и взвешивали. А после выгрузки товара взвешивали телегу. Таким образом, узнавали вес товара».

Конечно, о нашем городе можно говорить и говорить. Сколько еще неизвестных сведений можно узнать, если задаться целью досконально изучить его историю. Много еще любопытного есть в работах, участвовавших в конкурсе знатоков родного края. Обо всем не написать. К сожалению, не удалось мне познакомить вас с работами Г.В.Деминой, занявшей 1 место в конкурсе среди взрослых, коренной сольчанки, знающей об истории города от своих близких, и Н.П.Трушкиной, занявшее 2 место среди взрослых, истинной поклонницы своего родного края: свои работы они взяли с собой — а в них содержатся подробные ответы и по исконно солецким фамилиям и рассказы о купцах и много-много другого.

А желающим больше узнать, поближе познакомиться с работами победителей исторического конкурса среди младшей группы советую сходить в читальный зал библиотеки, где они и находятся.

О.Андреева
ХРАНИТЬ ТРАДИЦИИ
Солецкая газета № ? (?? 199? г.)

Каким бы ни был город, старинным ли со своими традициями, или молодым, только начинающим жить, его историю всегда делали люди. Именно поэтому главной ценностью любого города являются его жители, передающие своим детям, внукам вое, что знают сами.

Те небольшие отрывки воспоминаний, которые поведали мне Абросовы Егор Иванович и Миропия Корнельевна (какое необычное имя!), им рассказали их отцы и деды. Да, впрочем, и сами повидали они за свою жизнь многое, ведь родились супруги почти в самом начале века. Егору Ивановичу сейчас целых 90 лет, а его жена на 2 года моложе. Но все, что было с ними в детстве, помнят замечательно. Ведь именно о тех традициях, тех народных гуляньях, которыми отмечали люди того времени различные праздники, я пришла поговорить с Абросовыми, как со старожилами нашего города.

До революции отмечали только религиозные праздники. Как было в то время весело! На площади около церкви приезжий люд и местные жители раскидывали палатки, балаганы, приезжал цирк и обязательно ставили 2 карусели, на которых особенно любила кататься молодежь.

— А какие были вкусные оладьи, продававшиеся в палатках, — вспоминает Миропия Корнельевна, — сейчас такие и не пекут. Я еще очень любила леденцы на палочках, даже не столько их вкус, сколько фигурки; похожие на зверей лакомства запомнились на всю жизнь.

— А наши люди, — продолжает Егор Иванович,— любили не только отдыхать, но и работать. Крестьяне, живущие в Сольцах, всю душу вкладывали в землю, в хозяйство. Она платила им тем же. А еще при Екатерине Великой Сольцы называли Колесной слободой. И название это не случайно, ведь здесь мастера делали колеса. Колеса не только для обычных телег, но и специальные, чтобы возить пушки, т.е. более крепкие, более стойкие.

...Течёт время, меняются люди. Мне же хочется заметить, что мое поколение воспитывалось на других праздниках, и проходили они не менее интересно, не менее многолюдно. Во всяком случае мне так казалось, когда все знакомые, друзья встречались на демонстрациях, веселья было много. Но все же то, что наш народ возвращается к исконно русским традициям, оставляет надежду на, действительное возрождение России. А подрастающее поколение, каким бы оно ни было, должно знать все о прошлом своего города, своей земли, своего государства.

О.Андреева
ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА
Солецкая газета № 87 (8 ноября 1997 г.)

Вспоминает Терновская Екатерина Петровна, 78 лет.

Самое яркое воспоминание о Сольцах — это празднование престольного праздника — Ильина дня. В этот день было в городе многолюдно. В церковь шли нарядные, торжественные люди и не только горожане, но и жители близлежащих деревень. Служба проходила долго с выходом, с крестным ходом вокруг церкви. После службы люди расходились в гости и на ярмарку.

В этот день праздник был и у пожарной, команды, они проходили по городу строем в медных касках, до блеска начищенных, а во главе строя шел командир в каске из белого металла Александр Иванович Фомичев. Шли с оркестром. По окончании торжественного шествия в пожаркоме ставили столы и скамейки для застолья. Духовой оркестр играл на Красной площади в праздничные дни и выходные, где собирались горожане семьями, кто послушать, музыку, кто потанцевать.

Ильинская ярмарка — незабываемое многолюдное зрелище, множество всевозможных представлений: морская свинка вытаскивала из ящика письмо на счастье, крутилось колесо, где можно было выиграть приз, показывали передвижные картинки, продавались незатейливые игрушки (мячики, набитые опилками, завернутые в красивые бумажки с резинкой) и многое другое. По ярмарке разносился аппетитный аромат жареных белых пышек.

Для нас, ребятишек, самым притягательным местом была карусель, которую раскручивали вручную, около нее мы могли стоять подолгу, т.к. чтобы сделать на ней кружок, сидя на скамейке или на «лошадке», надо было иметь 5 копеек. Вечером здесь катались взрослые. У нас в семье было 8 детей, так что пятачок редко попадал в руки.

У староверов была молельня, и сейчас это здание сохранилось (на берегу Шелони двухэтажное из красного кирпича). Вторая находилась на улице Ленина, где сейчас находится столовая. Православные в основном молились в Ильинском соборе, но также в маленькой деревянной церкви, которая находилась на Красной площади, в деревне Муссы, в.Шкнятино, и в молочковской церкви, где долгое время священниками была династия Дегожских. Евреи одно время молились в одноэтажном Доме из красного кирпича по Советскому проспекту, по соседству со 2-й школой.

Семья у нас была большая, но налоги старались платить в срок. Но дом был на два хозяина; второй хозяин не торопился выплачивать свою долю, в этих случаях приезжали на опись имущества. В доме единственная ценная вещь — это мамина «помощница» ножная швейная машинка «Зингер». Вот тут и начиналась трагедия в доме, когда её увозили, мама вся в слезах и причитаниях, срывающихся на крик, бежала, провожая свое сокровище. Этот крик был слышен по Новгородской улице и даже на Красной площади. Там стоял двухэтажный по 3 окна деревянный дом, в котором жила сестра купца Калашникова, он занимался очисткой льна и потом продавал. Его почти всё склады сохранились на берегу Шелони.

Сестра была тучная, больная женщина, почти не выходила из дома, она просила домработницу узнать, что же случилось. Узнав в чем дело, тут же присылала нужную сумму денег. И когда возвращалась в дом ценная вещь, все были счастливы, а мама беспредельно благодарна Калашниковой Вере Ивановне.

Начало курорта было положено дворянином врачом Боговским Андреем Дементьевичем, его жена Боговская Любовь Михайловна была попечительницей школы. Сестры: Боговская Елена Дементьевна — была горбатая, Боговская Зинаида Дементьевна и Анна Дементьевна Широкова, у нее были сын Юра и дочь Женя, кто был Широков, не помню, из Сольцов они выехали. Боговские жили в одноэтажном доме на Красной площади.

В милиции служил мой отец Терновский Петр Антонович. Это подтверждает фотокарточка, сделанная в 1919 г., которая находится в краеведческом музее. Служил там Веселов Василий Иванович. Позже служили Панов Никита, Полевой и др. В городе порядок в ночное время охранялся самими жителями. Улица делилась на кварталы и дежурили по очереди. Ходили с колотушками и трещеткой. Если на улице все спокойно, об этом сообщала колотушка. Непорядок — начинала трещать трещетка.

В наше время было много хороших мест, где можно было провести время. Были качели, играли в лапту, в чурок, в городки и т.д. Мы ходили на танцы в летний сад, по берегу курорта было приятно погулять, там были 2 лодочных станции, одна от курорта, другая от ДОСААФ, можно покататься. Красивое место был «солоник», теперь это загаженное место.

Раньше в выходные дни выезжали погулять в Дубец, где красивая природа. Когда-то там была усадьба Королевых. Выезжали организациями полюбоваться Выбитским парком. По пути мы любовались аистами, которые гнездились на сараях, в деревнях.

И ПЛЫЛ НАД ГОРОДОМ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН...
Солецкая газета № 60-61 (2 и 6 августа 1996 г.)

Вспоминает Константин Иванович Шветов (записала Л.Рекалова)

В канун больших, почитаемых издавна на Руси праздников, каким является Ильин день, нелишним будет вспомнить некоторые эпизоды нашего прошлого. Бережно хранит их человеческая память, оставаясь единственным свидетелем давно ушедших лет. Сегодня наш собеседник — К.И.Шветов. Проживший в Сольцах всю свою жизнь, человек неравнодушный к истории родного города чья памяти сохранила и радостные, и печальные события нашего и уже далекого, и еще совсем близкого прошлого. Дед Шветова служил до революции писарем в городской управе. В основе рассказов Константина Ивановича — воспоминания его близких и знакомых, собственные впечатления от увиденного.

— Из рассказов знаю, что строился наш Ильинский собор на средства, пожертвованные солецким купечеством, князем Васильчиковым и, конечно, деньги церкви. Сначала хотели собор поставить там, где нынче здание музыкальной школы, но это место принадлежало купцу 2-й гильдии И.Богрову. Там он задумал поставить дом. И хотя городская управа предлагала купцу деньги за место, он отказался от предложения.

Тогда собор решили поставить у ручья. Нужно сказать, что место было выбрано не совсем удачное - низкое, часто подтоплялось, рядом - проезжая дорога. Зато было удобно оно для проведения Ильинской ярмарки — широко, просторно. Две недели гуляла, веселилась, торговала Ильинская ярмарка. Съезжались сюда отовсюду, и коли удача в торговле купцам была (а так чаше всего было), большие деньги они на церковь жертвовали, чтили Бога.

Строили собор в два этапа, в течение, наверное, трех лет. Сначала летнюю церковь, затем пристроили теплую, зимнюю, соорудили колокольню. Самый большой колокол весил 123 пуда 30 фунтов, в высоту был около 1.1 м., а в диаметре — 1.3 м. А как звонили... Так и плыл над городом в праздник малиновый звон. Далеко, в радиусе 10 км. слышны были церковные колокола.

Вообще, в колокол звонили и когда в городе случалась беда — пожар, наводнение. Любой мог ударить в набат, кожаный ремень свисал до самой земли.

Покупали для храма, жертвовали и иконы. Много было в Ильинском соборе и икон солецкого письма, существовала У нас в Сольцах целая школа иконописи. Последним мастером был Николай Ардоматский. Он был из купеческой семьи, но не пошел по торговой части, был малость глуховат. Пять лет учился писать иконы в Москве, затем работал в Сольцах. Хороший был мастер... Умер последний солецкий иконописец уже после войны. После революции его искусство стало никому ненужным. И пришлось мастеру работать сторожем на бойне, истопником городской бани. А писать ему ничего не доверяли, разве только какие малозначительные вывески. Так и умер он забытым и отлученным от дела, которому учился...

А вообще фамилия купцов Аодоматских была в Сольцах известная. Ими была основана и содержалась в городе богадельня. Жило там около 100 стариков и старушек преклонного возраста. Стояла богадельня на том месте, где позже построили льнозавод (старое здание). Старички понемногу шили, обувь чинили, ну и отдыхали, доживали свой век, конечно.

Много делали для города и князья Васильчиковы. Рассказывают даже, что предложил князь мост через Шелонь построить, половину своих денег давал, а половину купцы внести должны были. Но те не согласились. А князь не только денег на собор пожертвовал, но и материалами при строительстве церкви помогал.

Бога и Церковь в Сольцах чтили. Много здесь было старообрядцев, строгий, порядочный народ был. Недалеко от построенного храма стояла церковь деревянная, единоверческая. Тоже звалась Ильинской, очень старая. Там при церкви и погост был, где хоронили горожан, священников. Не стало церкви, а в земле при строительстве еще долго находили останки захороненных на погосте. Церковь была бедная, и после строительства Ильинского собора большинство прихожан стали ходить на службу в новый храм.

...А по праздникам великолепно здесь пел хор. Помню, прекрасный регент церковный был — Дроздов. Многих сольчан научил он церковному пению, вел 2 хора. Он руководил хором и после революции, до разгрома храма. А ещё вел занятия в духовом оркестре добровольного пожарного общества, играли музыканты тоже по праздникам. Многих музыкантов воспитал Дроздов, назову лишь одну фамилию — К.Клющинского. Он, говорят, даже на воинском параде в Москве играл.

— Богат и славен был наш Ильинский храм. Но в 30-е годы наступили для собора тяжелые вюемена. Власти объявили религию вредной для народа и был отдан храм, построенный на деньги солецких прихожан, на поругание и разграбление. В 1933 году стали ломать колокольню. Начали с самого большого колокола. Долго искали охотника, чтобы подпилить балки и сбросить колокол вниз, но никто не соглашался. Наконец, в Мусцах нашли пьющего кузнеца А.Бараухина. Он согласился на эту работу. Трое суток пилил. А женщины, глядя на это, плакали и проклинали кузнеца. Кстати, и свою жизнь дальнейшую прожил он плохо, тяжело болел.

...Упал колокол на землю. Отвалился от него большой кусоу, маленькие же люди брали и уносили, как святыню. Помню, на колоколе даже надпись была сделана, что отливал его Аким Воробьев, старинная. Рассказывают, что некоторые пытались потом переплавить остатки колокола, чтобы выделить серебро, но ничего не получилось. Долго колокол лежал около церкви: тяжелый был, не увезти. Потом куда-то исчез.

После снятия колоколлов каменщики стали разбирать колокольню. Иконы, а среди них было много с серебряными окладами, возами свозили в баню и сжигали. Часть икон сольчанам удалось спасти, унесли их по домам.

Хорошо помню отца Тимофея Смирнова, он служил в деревенской церкви, а после того, как заболел отец Павел, стал справлять службу в соборе. Он противился разграблению храма, изъятию церковных ценностей, не давал ключей. Он был арестован, долго сидел, а затем в 1938 г. священника расстреляли.

Началась Великая Отечественная. Рассказывали, что в 41-м году отступали наши бойцы и занял один батальон оборону вдоль Крутца у собора, как у последнего рубежа. Почти все погибли, долго лежали их тела незахороненные, распухли от жары. Затем жители спустили их баграми в Крутец, а чтобы засыпать землей, обрубили прямо берег ручья... Полита кровью русских солдат земля у собора.

В то время, когда в Сольцах были немцы, церковь снова открылась. Они привезли откуда-то своего священника, и сами ходили в храм, по одному-два человека.

После войны, вроде, какое-то послабление наступило для религии. Но в бО-е снова для собора наступил тяжелый период. В 1962 г. опять его закрыли и стали рушить церковные купола — подцепляли трос к трактору и тянули. Ф.Косухин, работавший тогда в коммунальной службе, и по распоряжению райкома партии рушивший собор, говорил: «Какую глупость делаем». Исчезли и иконы, уносили их из собора в мешках и продавали бабушкам за бутылку. Исчез и весь церковный архив, наверное, тоже сожгли.

Камни с окладов икон обобрали, растащили ковры, светильники. И стала церковь, некогда сиявшая благолепием и красотой, хозяйственной кладовой. А отец Николай Прокофьев через год после разгрома храма умер, не перенёс поругания святыни.