М.Жандорина, заведующая Ситненской библиотекой
ГДЕ НАЙТИ СЛОВА ТАКИЕ...
"Солецкая газета" № 14 (20 февраля 2004 г.)

Через несколько дней мы будем отмечать 60-летие освобождения г. Сольцы от немецко-фашистских захватчиков. Не так много осталось в живых ветеранов, которым пришлось защищать Родину. Сказываются и подорванное здоровье, и раны, и возраст. Но для нас они остаются живой историей, от них мы узнаем об ужасах этой войны. И рассказывать без слез о ней они не могут, так как вновь возвращаются к тем событиям, переживая все заново.

У нас в деревне Жильско живет один из участников войны, добрый и скромный человек, Иванов Михаил Федорович, он воевал, в 97-м партизанском отряде 5-й Ленинградской партизанской бригады.

Война застала его, 15-летнего мальчишку, купающимся в речке. В небе показалась целая армада самолетов, сопровождаемая несколькими десятками истребителей. Они летели очень низко. Испугавшись, ребята разбежались, оставив свою одежду.

От своего друга Михаил Федорович узнал о том, что формируется отряд из молодежи под руководством Михайлова А.М. и решил вступить в него. Были созданы группы по 10-12 человек из ближайших деревень. В их отряде оказался кадровый военный Михаил Яковлевич, который занялся вопросом подготовки и обучения военному делу.

К этому времени в деревнях действовал карательный отряд из прибалтов, которые врывались в дома, расстреливали людей, забирали ценные вещи, насиловали девушек, сжигали жилье.

Приведя в надлежащий порядок трофейное оружие, небольшие отряды приступили к практическим занятиям. Они выставляли дозоры, помогали жителям перебираться в лес, дежурили поочередно, охраняя подход к лагерю.

Через 2 недели они вышли в разведку в направлении г. Сольцы. Все сведения о передислокации немецких войск передавали в штаб партизанской бригады. В октябре 1943 г. перед их отрядом командованием 5-й партизанской бригады была поставлена задача — провести диверсионную работу на участке Райцы-Молочково по ликвидации телефонно-телеграфной связи: спиливание столбов, повреждение проводов.

В один из вечеров отряд в составе 32 человек под командованием Михайлова, вооруженный оружием, топорами и пилами, сопровождаемый проводником, двинулся в сторону пункта назначения. Они зашли в пустующий дом деревни Крюково и стали готовить взрывчатые вещества.

Они уже стали приближаться к месту операции, как увидели луч прожектора, направленный в сторону леса. Когда гас луч, они форсированным маршем продолжали движение вперед. Прибыв в район деревень Райцы-Молочково и выставив охрану, принялись за дело. Михаилу Федоровичу было дано задание — взорвать деревянный мост. Подорвав мост, вместе с командиром они двинулись к д.Рачково. Подойдя к первому дому и постучав в окно, попросили лошадь и телегу. Загрузив телегу соломой, поехали к разрушенному мосту, чтобы выгрузить там содержимое. Бросив противотанковую гранату, устроили поджог оставшихся строений. Оповестив ракетой об отходе и сняв посты, двинулись к деревне Крюково, но по дороге попали в засаду.

По плотности огня они поняли, что стрельба была не прицельной, а вынуждала их сдаться. Гасла ракета, наступала темнота и Михаил Федорович вскакивал и бежал в лес. Он не помнит, сколько было таких бросков, но он оказался в канаве. Когда он вылез из канавы на дорогу, по нему была пущена пулеметная очередь. Землей засыпало глаза и он снова перевалился в канаву, протирая глаза.

Несколько позже стали появляться силуэты ребят, перебегавших в его сторону. Всего собрался 21 человек. Им было приказано двигаться в сторону леса, к лагерю жителей. Там они распределились по землянкам, отдохнули, а с наступлением темноты двинулись к месту боя, чтобы узнать о судьбе остальных товарищей, не явившихся к месту сбора.

Деревня была сожжена. Они обнаружили одежду своих товарищей, часть её была в крови. Было найдено 2 трупа: один из них принадлежал Кузнецову Константину Ивановичу. Другой — Молоховскому Валентину Тимофеевичу, дяде Михаила Федоровича, ещё двое были ранены. Через связных они узнали, что 9 человек были взяты в плен, раздеты до нательного белья, связаны между собой шпагатом и проволокой. В таком виде немцы гнали их по деревням Дуброво и Райцы с целью устрашения. Агенты партизан узнали и о предателе, который сообщил карателям о их переходе.

После трагических событий при выполнении задания всех оставшихся было решено причислить к отряду Павлова, более опытному командиру.

Они были передислоцированы уже ближе к Киевскому шоссе. На задания стали ходить большими группами. С Большой Земли самолетом им доставляли оружие, боеприпасы, медикаменты, взрывчатые вещества, магнитные мины. Силы их крепли. Удары по врагу стали более точными, что заставляло немцев паниковать, отступать.

Дело шло к выполнению плана и снятию блокады города: все силы как с фронта, так и с тыла были брошены на интенсивную работу — парализовать железнодорожные и шоссейные дороги, взрывать мосты и рельсы, пускать под откосы эшелоны с живой силой и техникой, чтобы тем самым помочь Красной Армии нанести удар по немецкой обороне, заставить врага отступить, а на пути отступления уничтожить, тем самым облегчить участь блокадников Ленинграда. Эта задача была с честью выполнена.

14 января враг дрогнул и отступил. Были освобождены г. Гатчина, Луга. К 17 февраля части Красной Армии вели бои на новгородской земле. Был освобожден г.Сольцы. При взятии Нарвы Михаил Федорович был ранен.

Победу он встретил в предместье Берлина. На его счету 17 наград, среди них орден Отечественной войны I степени, орден Славы, медаль «За боевые заслуги». Михаил Федорович — инвалид 2-й группы.

14 июня 1950 г. он был демобилизован. После демобилизации работал помощником машиниста на Витебской пассажирской железной дороге, а с 1952 по 1991 годы — машинистом на Балтийском заводе. В свободное время он пишет стихи, часто встречается с молодежью, рассказывая им о войне. Да разве можно рассказать словами обо всем, что пришлось пережить?

Второй рассказ...