В.Бычков
В ОТРЯДЕ С ОКТЯБРЯ 43-ГО
"Солецкая газета" № 10 (6 февраля 2004 г.)

Не так много осталось в живых людей, которым пришлось с оружием в руках защищать свою страну в годы Великой Отечественной войны от немецко-фашистских захватчиков. В лучшем случае им уже далеко за 70, но память цепко хранит воспоминания о прошлом, как будто эти события произошли совсем недавно, а не шесть десятков лет назад.

Трудно давался рассказ о прожитом, увиденном для Александра Дмитриевича Олисова, коренного жителя деревни Райцы. Нередко в его глазах появлялись слезы, комок подкатывал к его горлу, перехватывая дыхание.

...Для мальчишки, которому в 41-ом году исполнилось только 14 лет, наступили летние каникулы. Выли выдержаны школьные испытания, перешел Александр в 7-й класс. О войне он услышал в тот самый роковой воскресный день. В колхозе 22 июня отмечался праздник по случаю десятой годовщины образования хозяйства. Переливы гармони, музыка, танцы, смех и веселье.

В самый разгар праздника вызвали председателя. Когда он приехал обратно, спрыгнул с седла лошади, то услышали от него все собравшиеся такие слова: «Милые люди — война началась, немец напал на нашу страну...». Конечно, тогда не думали, что враг так быстро дойдет до наших мест. Были уверены, Красная Армия остановит захватчиков, отобьет наступление.

— Летом, как правило, подростки работали в колхозе, помогая старшим. Отец (он работал бригадиром) направил нас возить навоз на колхозные поля. В этот день мы впервые увидели немецкие самолеты, слышали разрывы сброшенных ими бомб. Первые удары они нанесли по аэродромам, которые располагались в Рельбицах, Сольцах, Доворце. А 12 июля (Петров день на это число приходится) немцы захватили Ситню и ближайшие деревни, пришлось жителям деревни Райцы уходить в ближайший лес, оставляя дома. Видели, как полыхало село, как огнем уничтожалось нажитое годами добро. Сгорел и наш дом. Землянка в лесу стала пристанищем. Пришлось пережить бомбежки, зачистки, появились убитые и раненые, — вспоминает Александр Дмитриевич.

О контрнаступлении они узнали так. На высокой ёлке был наблюдательный пункт, пацаны первыми наступающие части увидели. Вместе с Мишей Башленковым Александр отправился в село, у деревни Кузнецово разбитую машину увидели, набрали медикаментов, плиток гематогена, индивидуальных пакетов медицинской помощи. И чуть не попали в гущу боя, развернувшегося недалеко от того места.

И хотя немцев отогнали, жили по-прежнему в лесу, деревня к тому времени сгорела почти дотла. Потом нашим пришлось отступать, появились новые хозяева, два с лишним года солецкая земля находилась под оккупантами.

Заставили немцы людей переехать в деревню, поселились в амбарах, жали хлеб, возили жители песок по узкоколейке на рельбицкий аэродром для его восстановления и строительства. Подневольным был народ, приказы приходилось выполнять.

Впервые с партизанами Олисову пришлось столкнуться в августе 1943 г., когда вместе со своим дедом на лошадке они отправились за привязкой — это тонкая жердинка длиной до 6 метров для укрепления соломенной крыши.

— Одного из них узнал мой дед, вместе им как-то пришлось работать. Попросили они достать 10 килограммов муки, в деревне рассказать о партизанском отряде, кому можно доверять.

Весть о партизанах распространилась быстро, только из их деревни человек 30 ушло в отряд молодежи и людей постарше. Местом сбора была определена деревня Дубеика. Вот так в октябре оказался в партизанском отряде и Александр.

Были различные задания, приходилось рельсы подрывать, ходить в разведку, обозы отбивать. Как-то вместе с командиром — Толя Звонцов их группой командовал — перехватили они обоз из 19 лошадей с продуктами. Был там и сахар в стеклянных баночках, что всех удивило, коньячком разжились.

Чтобы урон был больше, сняли кабель с линии передач, оставив засаду. В этом бою зацепило Александру ногу, когда по ним начал стрелять броневик. Замечу, только недавно старому партизану сделали операцию, крупинку металла хирург удалил. Вот сколько лет он проносил в своём теле отметину войны.

А сколько довелось пережить, когда от врагов отряду пришлось в болота уходить. Там не обсушишься, понятно, почему здоровье сейчас не такое крепкое, нога не гнется, на пенсию пршлось уйти в 55 лет, сердце пошаливает.

С наступающей армией встретились 23 февраля под населенным пунктом Струги Красные Псковской области. Там получили приказ отправиться в Ленинград бригадой на переформирование.

В декабре 1944 г. получил Александр Дмитриевич красноармейскую книжку, день Победы встретил в артиллерийском полку 36-й дивизии, которая располагалась в районе Токсово-Кавголово под Ленинградом, на фронт они уже не попали.

Потом по приказу отправили его на Балтийский флот в Таллин, оттуда списали по болезни — раненая нога дала о себе знать. В 1948 г. вернулся в родные края, работал в колхозе, пока здоровье позволяло. Женился, воспитал двух детей.

Восемь лет назад умерла жена, сын и дочь выросли, живут в Новгороде й Ленинграде. Навещают часто, помогают. Но и сам Александр Дмитриевич не сдается, с коровой расстался только в прошлом году, небольшое хозяйство старается держать и сейчас.

Бережно хранит ветеран награды, самыми ценными из которых считает медаль «За боевые заслуги», знак «Ленинградский партизан» и орден Отечественной войны I степени.

С особой теплотой он вспоминает тех односельчан, с которыми пришлось ему пройти партизанскими тропами. На территории Дубровского сельсовета их осталось не так много. В эти февральские дни они вместе со всеми сельчанами будут отмечать 60-летие освобождения района от немецких захватчиков. И для этих ветеранов это двойной праздник, ведь они — непосредственные участники тех событий. И потому им особый почет и особая благодарность от всех ныне живущих сольчан.