Брага Т.
ПТИЦЫ ЛЕТЯТ
Солецкая газета № 23 (28 марта 2006 г.)
Весна 1943 г. на Новгородчине была на удивление ранняя. Солнечная и ясная погода стояла с первых дней марта, так что к середине месяца уже ничто не напоминало о холодной и промозглой зиме. Светило солнце, воздух был прозрачен и сух. Но для сольчан это время не было радостным: шла война, город был оккупирован, жители ютились в уцелевших домах и баньках.
15 марта маленькая девочка Анфиса из пригородной деревни Муссы вышла во двор. Вдруг она увидела, как с юго-востока низко, едва не касаясь крыш домов, летят самолёты. По звуку моторов взрослые определили: "Наши!" Все дальнейшее произошло за считанные секунды. Немцы, занимавшие Солецкий аэродром, открыли зенитный огонь. В это же время группу из 10 Ил-2 попытались сверху атаковать немецкие истребители, но их связали боем наши истребители. С диким воем над Муссами завязался воздушный бой.
Анфиса запомнила, как у одного из "Илов" оторвалась бомба и упала прямо через дорогу. Через улицу перелетели стены домов. Штурмовики стремительно шли в сторону аэродрома, который до и после этого никто не мог разбомбить.
Группу самолетов Ил-2 из 784-го (в будущем - 71-го гвардейского) штурмового авиационного полка 6-й воздушной армии вёл его командир подполковник Иван Васильевич Дельнов. Немцы открыли по группе заградительный огонь. Перед летчиками встала огненная стена, и вот через этот адский заслон огня и ливня осколков ведущий прорвался к стоянкам вражеских самолетов.
Лётчики в упор били по осиному гнезду, уничтожая всё, что попадалось в поле зрения. На земле горели десятки вражеских самолетов, цистерн с горючим и много другой техники. Группа произвела несколько заходов на цели. При последнем заходе огнём зенитной артиллерии был подбит самолет подполковника И.В.Дельнова. Он развернул поврежденную, пылающую машину вправо, вошёл в пикирование и направил её на стоянку вражеских самолетов. В небо взметнулся огромный столб пламени и чёрного дыма. Так И.В.Дельнов повторил подвиг капитана Гастелло. Это произошло на глазах летного состава группы.
А теперь немного о судьбе этого военного летчика, чья героическая гибель навсегда оставила славный след в истории нашего района.
Родился Иван Васильевич Дельнов в г.Пенза 22 июня 1909 г., отец его был плотником, мать работала на фабрике. Все детство и юность провел в селе Крутец Пензенской губернии. В 1928 г. он окончил в Пензе школу ФЗО при писчебумажной фабрике "Маяк революции" и стал работать на этой фабрике накатчиком.
В 1929 г. он поступил в военно-теоретическую школу летчиков и авиамехаников в г.Вольск. В 1931 г. окончил курс летчиков в Оренбурге. С 1931 по 1934 гг. работал в этой же школе инструктором. С 1931 по 1937 гг. был летчиком-инструктором в спец. командировке в Монголии, за что в 1936 г. был награждён орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики. В 1937 г. награждён орденом Красного Знамени РСФСР. Участвовал в Финской войне.
С 1938 г. - командир АЭ Орловского авиационного полка СБ-2. Он летал на всех типах самолетов, в любую погоду, днём и ночью. Началась война, которую ждали, но в то, что она всё-таки наступит, не хотелось верить никому. Подполковник Дельнов прибыл на Северо-Западный фронт 25 августа 1941 г. на должность командира полка. В декабре 1941 г. награждён третьим орденом Боевого Красного Знамени.
К 22 января 1942 г. он сформировал 243-ю штурмовую авиационную дивизию и выполнял обязанности её командира. Дельнов был большим новатором в усовершенствовании конструкции самолета, в использовании великолепных боевых возможностей Ил-2. В короткое время, во фронтовых условиях, силами мастерских дивизии все штурмовики были оснащены задней кабиной с пулеметом. Подготовились воздушные стрелки, и первые же вылеты дали боевой эффект. Большого успеха 243-я ШАД добилась под Демьянском, когда в одной атаке на аэродром в Глебовщине уничтожила или повредила более 70 немецких самолетов, в большинстве транспортных Ju-52.
С 22 января по 15 марта 1943 г. И.В.Дельнов командовал 784 штурмовым авиационным полком 243-й штурмовой авиадивизии (в будущем - 3-й гвардейской).
Налёт на аэродром противника в Сольцах имел большое оперативно-тактическое значение. Замысел этой операции исходил от самого Дельнова. Он долго изучал действия немецкой бомбардировочной авиации с аэродрома в нашем городе. Гитлеровцы использовали его как аэродром подскока. Сущность замысла Дельнова: внезапным ударом накрыть "юнкерсы" прямо на стоянках. Для выполнения задачи было решено использовать штурмовики всего полка: одной группой в 10 "Ил-2" нанести главный удар по аэродрому, второй группой в 12 самолетов нанести отвлекающий удар по оборонительным сооружениям противника, убедив его, что именно здесь наносится главный удар. Этот замысел удалось блестяще осуществить.
Все самолеты полка благополучно вернулись на свой аэродром. Не вернулся только самолет командира.
Имя прославленного летчика навечно занесено в списки 71-го гвардейского штурмового авиаполка, в 1943 г. гвардии подполковник Дельнов посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. В Пензе у входа на фабрику "Маяк" в его честь установлена мемориальная доска. В деревне Муссы (ул. Новгородская) на кладбище у церкви Рождества Богородицы стоит скромный обелиск на братской могиле, воздвигнутый благодарными жителями города защитникам Родины, погибшим на солецкой земле. На обелиске первыми вписаны имена гвардии подполковника И.В.Дельнова и гвардии старшины В.И.Цепковского (стрелка-радиста, погибшего вместе с командиром).
Дважды в год, 22 февраля и 9 мая, отдавая долг памяти подвигу защитников города, люди возлагают цветы к обелиску. И, наверное, было бы справедливо добавить к этим датам еще одну - 15 марта, чтобы в полной мере вознести дань благодарности за проявленный героизм.
Т. БРАГА по материалам С.Скирченко
Литература:
Некоторые сведения о боевых буднях и подвиге В.И.Дельнова описаны в следующей книге:
Костин Н.Д. За номером 600. - М.: Московский рабочий, 1988. - 128 с. - (Богатыри). Тираж 10000 экз. (http://militera.lib.ru/bio/kostin2/)Предлагаем небольшие выдержки из этой документальной повести:
...
После ликвидации Демянского плацдарма, 14 марта 1943 года войска Северо-Западного фронта вышли к окраинам Старой Руссы. В боях за этот город снова отличилась 243-я штурмовая авиадивизия. 18 марта 1943 года приказом народного комиссара обороны она была преобразована в 3-ю гвардейскую. На митингах личный состав прославленной авиадивизии поклялся высоко держать гвардейское знамя и донести его до Берлина. Радость гвардейцев омрачилась только тем, что за три дня до знаменательного события, 15 марта 1943 года, погиб ее первый командир, подполковник Иван Васильевич Дельнов. Гвардейцем он стал посмертно.
Как и при каких обстоятельствах погиб один из племени крылатых и отважных подполковник И.В.Дельнов?
Длительное время подполковник Дельнов изучал действия бомбардировочной авиации противника с аэродрома в Сольцах. Гитлеровцы все чаще и чаще использовали его как аэродром подскока. Иван Васильевич решил внезапным ударом накрыть "юнкерсы" на стоянках и использовать для этого самолеты 784-го авиаполка. Одной группой штурмовиков нанести главный удар по аэродрому в Сольцах. Второй группой штурмовиков нанести отвлекающий удар по аэродрому в Старой Руссе. Сделать так, чтобы фашисты приняли отвлекающий удар за главный.
Замысел удалось осуществить. Двенадцать "илов" повел на Старую Руссу майор А.Севастьянов. Десять "илов" на Сольцы пошли за подполковником И.Дельновым.
Полковник в отставке П.Самсонов: Группа штурмовиков, ведомая майором А.Севастьяновым, должна была идти к Старой Руссе "с шумом", демонстрируя, что якобы главный удар наносит она. Группа же штурмовиков подполковника И.Дельнова шла к цели скрытно, в режиме радиомолчания. На пути следования к ней, без включения радиосвязи, присоединились истребители сопровождения.
Герой Советского Союза; (ГСС) гвардии подполковник в отставке А.А.Носов: Фашисты не ожидали налета на Сольцы. Ни один истребитель не поднялся с аэродрома. Однако наземные огневые средства ПВО встретили храбрецов сильнейшим заградительным огнем.
Полковник в отставке П.Самсонов: Умело маневрируя, Дельнов вывел на цель группу, которая расчленилась на две подгруппы по пять самолетов. Первую повел в атаку Иван Васильевич, вторую, немного правее и сзади, - капитан Конюхов.
ГСС гвардии генерал-майор авиации запаса А.Лебедев: Я участвовал в этом бою. Мы атаковали сквозь дым и зенитный огонь. Но заметили, как вздрогнувший от взрыва самолет командира увеличил скорость и ринулся на фашистские бомбардировщики. Дельнов не покинул бы машину над вражеским аэродромом. Такова логика его характера, логика жизни коммуниста.
ГСС гвардии подполковник в отставке А.А.Носов: На вражеском аэродроме группой штурмовиков подполковника И.Дельнова было уничтожено 10 "юнкерсов". На железнодорожной станции Сольцы взорван эшелон с боеприпасами. На дороге Сольцы - Спирино уничтожено 17 автомашин с грузами.
Полковник в отставке П.Самсонов: Все самолеты 784-го авиационного полка вернулись на свой аэродром. Не вернулся только самолет Дельнова.
ГСС гвардии подполковник запаса И.Ф.Мотуз: Утро было туманное, удобное для налета. Штурмовики шли на бреющем полете. Я держался чуть выше и правее машины И.В.Дельнова. Во время штурмовки, когда вокруг заплясали зенитные разрывы, самолет Дельнова загорелся и резко пошел к земле. Взметнулся столб пламени и дыма. Прославленный летчик погиб.
Журналист П.Белов: Он повторил подвиг капитана Гастелло... Установлены подробности его гибели. В самолет попал зенитный снаряд. Подполковник Дельнов направил пылающую машину в центр стоянки немецких самолетов. Погибая сам, он уничтожил несколько самолетов противника.
ГСС гвардии подполковник в отставке А.А.Носов: Вместе с подполковником И.В.Дельновым смертью храбрых погиб старшина В.И.Цеповский. Он был одним из самых лучших воздушных стрелков 784-го штурмового авиационного полка. Человек мужественный и стойкий, он остался до конца верен воинскому долгу.
ГСС гвардии полковник в отставке П.Марютин: Иван Васильевич Дельнов посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. В Сольцах ему поставлен памятник.
ГСС гвардии подполковник в отставке А.А.Носов: Имя прославленного летчика подполковника И.В.Дельнова навечно занесено в списки одной из авиационных частей, которой он командовал в годы Великой Отечественной войны.
ГСС гвардии полковник в отставке П.Марютин: Далеко не полным был бы рассказ об Иване Васильевиче, если бы не упомянуть о его человеческих качествах. Он был справедливым и отзывчивым, обладал даром находить пути к сердцу любого подчиненного. Дельнов мог потребовать, но и тут же подбодрить, а это было немаловажно, особенно перед вылетом на задание. После полетов или в нелетную погоду командир полка часто приходил к нам. летчикам, подолгу засиживался в землянке. Любил играть в шахматы. В эти минуты он отдыхал от напряженной работы, которой отдавался без остатка.
Иван Васильевич Дельнов начал свою судьбу на Северо-Западном фронте командиром 288-го штурмового авиационного полка. И первое, что он сделал, - позаботился об устройстве быта, питания людей. Летчики еще могли где-то обогреться, обсушиться, отдохнуть в крестьянских избах. Их увозили и привозили на аэродром. А технический состав постоянно находился и работал на стоянках, под открытым небом. Дельнов распорядился, и в срочном порядке были сооружены в лесу, вблизи аэродрома, большие шалаши из деревьев, утеплены ветошью. Бочки из-под бензина и масла приспособили под печи, и жизнь пошла веселее. Обслуживание самолетов стало быстрее и качественнее.
В самой, казалось бы, неподходящей обстановке Дельнов занялся обучением летного состава. Как это ему удавалось? Каждый штурмовик был на особом счету. Каждый килограмм горюче-смазочных материалов трижды взвешивался и только потом отпускался. Горючее предназначалось только для выполнения боевых заданий. Но Дельнов как-то ухитрялся организовать учебные полеты, на которых сам выступал и в качестве инструктора, и в качестве проверяющего инспектора.
- Личный состав авиаполка преданно и горячо любил Ивана Васильевича Дельнова, - сказал Александр Андреевич. - Он был среди нас человеком, к которому, словно к магниту, притягивались наши сердца.
4 ноября 1980 г. Александру Андреевичу Носову довелось присутствовать в Доме культуры "Маяк" города Пензы. Здесь состоялось вручение областным военкомом полковником В.И.Чечелем ордена Отечественной войны I степени вдове И.В.Дельнова - Марфе Тимофеевне.
По какой-то причине долгие годы связь совета ветеранов Северо-Западного фронта с семьей И.В.Дельнова была потеряна. Орден на хранение вдове погибшего летчика не передали. За это время у нее вырос сын и занял место отца в боевом строю. Он стал военным инженером, кандидатом технических наук. Достойно продолжает боевые традиции воинов-фронтовиков.
...
Велик был вклад И.В.Дельнова в повышение обороноспособности самолета Ил-2, когда по его инициативе была оборудована вторая кабина для воздушного стрелка. Уже первые полеты выявили весьма ценные качества модернизированного штурмовика. Благодаря защите задней полусферы повысились боевые возможности самолета, увеличилась его огневая мощь, облегчилась борьба с истребителями противника.
Опыт и инициатива 243-й шад были высоко оценены командованием Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Конструкторское бюро С.В.Ильюшина получило задание разработать более усовершенствованную заднюю кабину. Это увеличило обороноспособность штурмовика и позволило летчикам более уверенно действовать в бою. Вскоре опыт нашей воздушной армии был распространен во всех ВВС.
Серийный выпуск двухместных Ил с кабиной стрелка был налажен, что дало возможность нашей штурмовой авиации наносить немецко-фашистским войскам большие потери. Много сотен вражеских самолетов сбили стрелки из второй кабины штурмовика. Летчики с благодарностью вспоминали инициативу подполковника И.В.Дельнова.
Комментарий Михаэля Траурига, историка авиации
В вышеизложенном есть ряд неточностей, хотя история вообще не вполне ясная. Начнем с того, что второй удар наносился вовсе не по аэродрому Старой Руссы, а по аэродрому Гривочки, который находится рядом с Дно, от Старой Руссы далековато. Назвать отвлекающим удар этот сложно, поскольку в нем была задействована группа Пе-2, никак не меньшая по численности, чем группа штурмовиков, которую возглавлял Дельнов.
Далее, воздушного боя с германскими истребителями в районе цели не было, поскольку противодействовал атакующим только зенитный огонь (кстати, этот момент отражен в цитате А.Носова в приложенном к статье фрагменте книги "За номером 600").
Не совсем понятно, сколько самолетов участвовало в налете конкретно на солецкий аэродром. В статье фигурируют 10 машин (плюс 12 в отвлекающей группе). В наградных документах участвовавшего в том налете ГСС Алексея Лебедева написано, что аэродром штурмовали 6 Ил-2. В наградных документах самого Дельнова, а также в ЖБД 784-го ШАП, фигурируют 10 Ил-2 и 10 Як-7б прикрытия.
С другой стороны, если верить комментарию ГСС А.Носова о том, что "на железнодорожной станции Сольцы [был] взорван эшелон с боеприпасами", то можно предположить, что было два отдельных удара. 6 Ил-2, в т.ч. экипаж Дельнова, штурмовали аэродром, а 4 Ил-2 - станцию. "17 автомашин с грузами" на дороге Сольцы-Скирино (тоже упомянутые ГСС А.Носовым) были, скорее всего, уничтожены пушечно-пулемётным огнём при отходе после ударов по аэродрому и станции.
Что касается "огненного тарана", то это скорее всего миф, возникший не ранее начала 1944 г. Во всяком случае, в представлении Дельнова к ордену Отечественной войны I степени (награжден посмертно в ноябре 1943 г.) ни слова об "огненном таране" нет. Написано буквально: "Самолет подполковника Дельнова над аэродромом Сольцы от прямого попадания снаряда ЗА загорелся. Тов. Дельнов в этом бою погиб смертью храбрых." Возможно, сбитый Ил-2 упал на летное поле рядом со стоянкой самолетов, кто-то из очевидцев боя счел, что имел место "огненный таран" и позже озвучил эту версию.
Теперь о потерях германской стороны. В статье рисуется совершенно неправдоподобная картина с десятками горящих самолетов, грузовиков и всякого военного имущества. Это перебор, конечно - у десяти Ил-2 на такие свершения просто боекомплекта не хватило бы. В уже упомянутой цитате А.Носова говорится о 10 уничтоженных на аэродроме "Юнкерсах", одном эшелоне с боеприпасами и 17 автомобилях. В наградных документах Алексея Лебедева (представление к званию Героя Советского Союза) цифры те же, что у Носова, но число уничтоженных автомобилей снижено до 12. В наградных же документах Дельнова цифры гораздо более осторожные и реалистичные: "уничтожено и повреждено до 8 самолетов противника разных типов и три точки зенитной артиллерии." В последнем случае штабные работники совершенно правильно не стали фантазировать и горячиться, и по большому счету не очень сильно погрешили против истины.
Реально в результате налета советских штурмовиков на аэродром Сольцы немецкой стороной был безвозвратно потерян всего один самолет - биплан "Арадо-66", использовавшийся в качестве легкого ночного бомбардировщика в составе второго штаффеля группы легких бомбардировщиков 1-го воздушного флота Люфтваффе (2./Storkampfgruppe Luftflotte 1).
Практически нет сомнений, что заявленное подавление трех позиций зенитных орудий соответствует действительности - для этой цели в штурмующих группах всегда выделялось несколько машин. Возможно, еще несколько находившихся на аэродроме самолетов могли получить повреждения, хотя и незначительные. Насчет последнего есть сомнения как потому, что в германских документах данных о поврежденных машинах нет (кроме полностью уничтоженного Ar-66), так и потому, что точность бомбометания штурмовиков оказалась невысокой, не в последнюю очередь ввиду сильного противодействия зенитной артиллерии. Во всяком случае, за это говорит и свидетельство Константина Шветова, по словам которого бомбы падали не только на аэродром, но и на жилые здания, что привело к жертвам среди гражданского населения.