Герой Советского Союза
Антоненко Алексей Касьянович

(10 (23) февраля 1911 — 25 июля 1941)

(детали биографии)

Эта страничка создана при участии военного историка Михаэля Траурига (разбор боевых эпизодов принадлежит ему) и имеет целью уточнить детали биографии А.К.Антоненко (преимущественно военной поры). По мере мере появления новых данных текст будет дополняться. К сожалению, даже в советских документах и литературе в описаниях боевого пути ГСС Антоненко есть много неясностей и нестыковок, не говоря уже о документах противоборствующей стороны. Кроме того, в целом у летчиков 13-го ИАП КБФ летом 1941 г. был высокий оверклейм (и у пары Антоненко-Бринько в частности), а также путаница с типами встречавшихся в боях вражеских самолетов. В донесениях фигурируют и Ju-86, которых у немцев на том направлении вообще не было, и финские "Бристоль Бульдог" (к тому моменту снятые с вооружения финских ВВС; речь может идти о разведчиках "Fokker C-X"), и "Fiat G-50" со "Спитфайрами", с которыми асы 13-го ИАП совершенно точно встречаться не могли, и даже PZL-24. Пару раз балтийские летчики ухитрились принять за Bf-109 финские самолеты американского производства F-2 "Баффало", что довольно удивительно с учетом большой разницы во внешнем облике этих машин. Поэтому просто выяснить, с каким именно противником имели дело советские пилоты в том или ином эпизоде - уже не самая легкая проблема...

8 июля 1941 г.

В тот день на счета Алексея Антоненко и его ведомого Петра Бринько был записан разведчик Ju-86 (как победа, одержанная в группе). Описание боя есть в мемуарах Игоря Каберова, однако сам Каберов не являлся непосредственным очевидцем. Как видно из контекста, основным источником информации для него был фронтовой журналист Михаил Львов, который и рассказал Каберову о событиях на Ханко. Возможно, были и другие источники, но о них Каберов не упоминает. В мемуарах же события описаны так: "8 июля, возвращаясь на аэродром после штурмовки вражеских войск, Бринько встретил и атаковал фашистский бомбардировщик неизвестной ему конструкции. Моторные гондолы придавали ему вид Ю-88, а двухкилевый хвост — Ме-110. Петр Бринько со второй атаки сбил этот воздушный гибрид, и тот плюхнулся в воду. Летчики погибли. Затонувший самолет был извлечен из воды и установлен на центральной площади Ханко. Как выяснилось, он носил наименование Ю-86".

Более всего удивительно, что Антоненко здесь не упомянут вообще, хотя победу записали как раз на двоих, как одержанную в группе. Далее, с типом самолета вышла ошибка, поскольку никаких Ju-86 на том участке фронта и в то время не было в помине. Зато в составе как бомбардировочных, так и разведывательных германских групп имелись Do-17, которые как раз двухкилевые. Стало быть, Антоненко и Бринько вели бой с самолетом именно этого типа. Но дальше начинаются ещё большие нестыковки. Списки потерь по разведывательным группам Люфтваффе за тот период на руках пока нет, поэтому придётся положиться на авторитетных исследователей. Кристер Бергстрем и Андрей Михайлов (книга "Black Cross / Red Star", часть 1) практически соглашаются с тем, что разведчик был сбит, и даже указывают его возможную принадлежность - 3.(F)/10, то есть 3-й штаффель (дальней разведки) 10-й разведывательной авиагруппы "Танненберг".

Однако же в списке потерь германской разведывательной авиации, опубликованном Александром Заблотским и Романом Ларинцевым, на 8 июля сбитых машин в этой авиагруппе не числится. Зато есть некая машина из 3-го штаффеля 11-й разведгруппы - 3.(F)/11 - по которой данные практически отсутствуют, за исключением того, что один из членов экипажа получил ранение. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что если машина и была потеряна, то крушение она потерпела уже на своей территории. А если принять во внимание, что этот штаффель именно 8 июля совершал перебазирование с прежнего аэродрома в Польше на аэродром Броды, то будет резонно предположить, что речь скорее всего идет об аварии, случившейся во время перебазирования.

С учетом всех указанных обстоятельств победа Антоненко и Бринько совсем не выглядит очевидной. Решающим аргументом могла бы стать фотография сбитого самолета (если Каберов прав и "Дорнье" был выставлен в Ханко на площади, фронтовые журналисты вряд ли прошли бы мимо такого экспоната), но пока ни одного намека на подобный снимок нет. Так что есть два варианта: либо правы Бергстрем с Михайловым, и Do-17 из 3.(F)/10 в тот день действительно был сбит парой Антоненко - Бринько, либо правы всё же Заблотский с Ларинцевым, а советские асы отнюдь не сбили атакованный разведчик, а всего лишь вынудили его прекратить выполнение задания и прогнали восвояси.

15 июля 1941 г.

Эпизод, когда Антоненко и Бринько атаковали над Ханко пару И-153 из собственного 13-го ИАП КБФ, в результате чего погиб лейтенант Иван Козлов. Чаще всего описание этого инцидента дается со слов Василия Голубева, который в своей книге "Крылья крепнут в бою" рассказывает о событиях 15 июля так (причем не указывая дату):

"А вскоре пришла беда. Было это так. После очередного вылета на боевое задание Антоненко и Бринько возвращались на свой аэродром. И тут навстречу им со стороны порта появились две "чайки". Антоненко и Бринько, помня о вражеских "чайках", пошли им навстречу. Антоненко, как было решено раньше, разошелся с первой "чайкой" и, не открывая огня, сделал боевой разворот. Бринько же, посчитав, что вторая "чайка" идет в лобовую атаку, дал по ней очередь. Истребитель пошел круто вверх, завертелся в штопоре и упал в воду рядом с берегом. Сердце Петра сжалось от боли. На падающем самолете мелькнули красные звезды. Он сбил боевого товарища, Ивана Козлова. Нелепая случайность, трагическая ошибка обоих летчиков... Тяжелее всех переживал ее Петр Бринько. Он не мог простить себе потерю выдержки в бою. И ему все время слышались слова Алексея: "А ты отверни и повтори атаку..."

Этот рассказ очень далек от истины, как впрочем, и почти вся книга Голубева. Он пытается представить дело так, будто речь идет об обычной ошибке в принадлежности самолетов (на вооружении ВВС Финляндии действительно имелось несколько И-153, доставшихся финнам в качестве трофеев во время Зимней войны). Но на самом деле и события развивались несколько иначе, и первопричина их была другой. 14 июля 1941 г. Алексею Антоненко и Петру Бринько были присвоены звания Героев Советского Союза (и об этом Голубев пишет в той же главе своей книги, но выше). По этому поводу в полку состоялись большие торжества и на радостях было выпито немало крепких горячительных напитков, так что утром 15 июля практически весь личный состав страдал от последствий неумеренных возлияний. И если Алексею Антоненко было просто нехорошо, то Петр Бринько (видимо, выпивший больше других) к середине дня все еще был решительно пьян. Почему летчики в таком состоянии решили отправиться на боевые вылеты и почему хотя бы не воспользовались для приведения себя в чувство запасами кислорода для полетов на больших высотах - неизвестно. Но результат оказался весьма плачевным.

После выполнения задания, Антоненко и Бринько направились на свой аэродром и в этот момент обнаружили идущую практически встречным курсом пару И-153. Петр Бринько, очевидно решив, что самолеты вражеские, сразу пошел в лобовую атаку, в то время как Алексей Антоненко хоть и последовал за товарищем, но огня открывать не стал. Поскольку летчики "Чаек" никак не ожидали от своих однополчан такого коварства и не маневрировали, Бринько удалось в этой же лобовой атаке нанести фатальные повреждения самолету лидера пары Ивана Козлова, так что пилоту пришлось покинуть потерявший управление истребитель с парашютом. Тем временем Антоненко разошелся с ведомым Козлова на вполне почтительном расстоянии, выполнил боевой разворот, занял позицию выше и позади "Чайки" и более никаких активных действий не предпринимал (скорее всего, он быстро оценил ситуацию и попытался обезопасить себя от возможной атаки И-153, а также однополчанина - от второй атаки со стороны Бринько). Петр же отнюдь не успокоился на достигнутом, и в довершение всего расстрелял спускавшегося на парашюте Козлова. Каким образом ему потом дали понять, что он атакует своих - неизвестно, но на том все и закончилось.

Никаких серьезных последствий для Бринько этот инцидент не имел. Единственно, отношение к Петру у летчиков 13-го ИАП изменилось, многие испытывали злость и недоумение. В частности, об этом говорит служивший на Ханко летчик Константин Андреев: "Злость была очень сильная. Ну как так? Своего? Он с парашютом выбросился, он ему еще по парашюту шлепнул. Еще очередь, заход сделал и по парашюту ему! Человек и так уже видно, что он все. Не знаю, что в голове было у Бринько..."

23 июля 1941 г.

В этот день около 15:00 с аэродрома Ханко поднялись 9 И-153 из 4-й эскадрильи 13-го ИАП КБФ (ведущий - старший политрук Петр Бискуп) и 2 И-16 из 2-й эскадрильи того же полка (Антоненко и Бринько) с целью нанесения штурмового удара по аэродрому Турку. "Чайки" шли к цели на малой высоте, И-16 прикрывали их, находясь на высоте 2000 м. В районе цели группа была встречена плотным зенитным огнем, И-153 мл. лейтенанта Михаила Чернова получил прямое попадание, загорелся и упал в лес, пилот погиб. Остальные 8 машин неприцельно сбросили бомбы на летное поле аэродрома, не добившись видимых результатов, и около 16:00 вернулись на базу. На обратном пути Антоненко и Бринько атаковали расположенную близ Турку базу гидроавиации Руиссало, после чего заявили о двух уничтоженных на воде поплавковых гидропланах Не-60.

Вечером того же дня летчики 13-го ИАП КБФ решили повторить налет, ка месть за гибель Чернова. На задание в 18:40 отправились 2 И-16 (Антоненко и Бринько) и 2 И-153 (Алексей Лазукин и Константин Белорусцев). Они снова атаковали базу Руиссало и заявили по итогам налета об уничтожении на воде 5 гидропланов Не-60. В 19:05 для отражения советского налета были подняты в воздух 4 истребителя "Fokker D-XXI" из LeLv 30 (пилоты ст. лейтенант Калима, лейтенанты Саломаа, Лехто и Ярви), которые были опознаны вражескими летчиками, как 6 "Спитфайров" (в дальнейшем ошибка в определении типа, но не количества машин в советских документах была исправлена). В свою очередь, финны посчитали, что имеют дело с 4 И-153 и атаковали, а их противники при появлении "Фоккеров" прекратили штурмовку и стали отходить к Ханко. Скорость финских самолетов не позволяла им догнать советские машины, однако Мартти Калима все же дал очередь с дистанции более 200 метров и добился нескольких попаданий в И-153 Лазукина, (причем одна из пуль пробила топливный бак). По этому эпизоду Калима заявил после боя о повреждении "Чайки", и спустя некоторое время эту заявку засчитали ему в качестве подтвержденной победы, хотя самолет Лазукина сильно не пострадал, а финский летчик не претендовал на то, что обстрелянный им И-153 затем упал.

Когда самолеты достигли острова Эре, советская группа развернулась и контратаковала финнов в лоб, после чего начался бой на виражах на высоте около 100 м (тут финские летчики решили, что имеют дело уже с другой вражеской группой, поэтому в их итоговом рапорте общее число участвовавших в бою советских машин оценивается в 5 И-16 и 7 И-153). По ходу сражения Мартти Калима провел лобовую атаку на Антоненко и обстрелял И-16, разойдясь с тем на расстоянии буквально метра-полутора, а затем боевым разворотом вышел советскому асу в хвост на дистанцию эффективного огня. Алексея спас его напарник Петр Бринько, точно обстрелявший "Фоккер" и заставивший финна прекратить атаку. После 6 минут интенсивного боя противники разошлись без потерь, и при этом каждая сторона заявила об успехе. Финским летчикам записали 2 победы (И-153 и И-16, оба на счету Мартти Калима), хотя реально только "Чайка" Лазукина получила повреждения. Советские же пилоты заявили о сбитии 5 "Спитфайров", при том что лишь машина Мартти Калима была повреждена огнем Петра Бринько (отстрелена радиоантенна, несколько пуль пробили фюзеляж и крыло). Две победы записали Петру Бринько, и по одной - Антоненко, Лазукину и Белорусцеву. Реальные успехи советских летчиков при атаке базы Руиссало составили 1 Не-59 и 1 Не-114 из Aufklarungsgruppe 125 See, получившие повреждения.

Описания боев 23 июля есть и в книге Голубева (почему-то он называет дату 10 июля, хотя это неверно), и в интервью Константина Андреева (на той же странице, ниже описания инцидента с гибелью Козлова).

Командовавший в бою 23 июля группой "Фоккеров" Мартти Тауно Йоханнес Калима (см. его фото ниже) стал в дальнейшем известным асом и дослужился до капитана. В годы войны он совершил 285 боевых вылетов и одержал 10,5 воздушных побед, в том числе 4 на истребителе "Fokker D-XXI", а остальные - на MS-406. Второе фото: гидроплан Нe-114, поврежденный атакой Антоненко и Бринько в Руиссало 23 июля 1941 г. (снимок сделан вскоре по окончании советского налета). Хорошо видно, что самолет отнюдь не уничтожен, а отделался лишь повреждениями. В частности, сильно пострадал правый поплавок, отчего "Хейнкель" завалился на борт.

Мартти Калима гидроплан Нe-114