В ЖАРКОМ НЕБЕ ИЮЛЯ 41-ГО...
Опубликовано с сокращениями в "Солецкой газете" | 20.07.2012

Все слышали о том, что в ожесточённых воздушных боях Великой Отечественной войны, в надежде сбить самолёт противника, лётчики нередко шли на последний шаг – таран. Но мало кто из жителей нашего района знает, что такой случай был и в солецком небе. Было это в то тяжёлое время, когда немецкие войска почти беспрепятственно двинулись на Новгород и до захвата ими Сольцов оставалось менее суток. Об этом таране нам расскажут краевед Виталий Койсин и военный историк Михаэль Трауриг.

Совершил его лейтенант Аристотель Степанович Кавтрадзе. Он родился в 1913 г. в Тбилиси в семье рабочего. Историю необычного сочетания грузинской фамилии, русского отчества и греческого имени по прошествии стольких лет объяснить уже трудно. Тифлис как крупный город был местом встречи разных культур и народов, так что, возможно, среди его предков были и русские, и греки, и грузины. В 1931 г. 18-летний Аристотель стал комсомольцем. Окончив педагогический техникум в г. Миха-Цхакая (ныне – Сенаки), работал учителем в горном селении Довери-Сенское. Но в мире уже чувствовалось приближение новой большой войны и надо было укреплять армию, перевооружать её новой техникой, готовить новые кадры. Уже в 1931 г. IX съезд комсомола бросил крылатый лозунг: "Комсомолец — на самолет!". Так и А.Кавтарадзе по «комсомольскому призыву» в 1935 г. сменил мирную профессию на форму курсанта Качинского училища лётчиков, которое окончил в 1937 г. Служил в 7-м штурмовом и 2-м истребительном авиационных полках Киевского Особого военного округа. Затем был переведён в 38-й истребительный авиаполк Ленинградского военного округа. Вместе с этим полком принял участие в Финской войне 1939-40 гг.

К лету 1941 г. он был уже опытным лейтенантом, командиром звена во 2-й эскадрилии. Лётчики 38-го ИАП летали истребителях И-16 и И-15. Самолёты эти были хотя и манёвренными, но тихоходными и в массе слабовооружёнными, особенно И-15 с его устаревшими пулемётами ПВ-1 (авиационный вариант известного «максима»). Поэтому, когда началась война, у советских пилотов не было шансов ни догнать немецкий Bf-109 «мессершмитт», ни навязать ему бой: им приходилось только обороняться. В схватки на виражах, где советские истребители имели преимущество, пилоты Bf-109 просто не вступали, сводя бой к более безопасной для себя последовательности пикирований, обстрелов цели и уходов вверх с занятием позиции для новой атаки.

Истребитель И-15бис. В 1935 г. на авиационной выставке в Милане был признан лучшим истребителем в мире, но к 1941 г. уже устарел. На таком самолёте довелось летать и совершить подвиг лейтенанту А.С.Кавтарадзе.

Сказывалась и неудачная тактика советской авиации, прежде всего ведение боя «звеньями» из трёх самолётов. Имеющее какой-то смысл для опытных лётчиков, при более слабой их подготовке такое построение в реальном бою было неустойчивым. Немцы же воевали «парами»; это позже было перенято и советскими истребителями.

Единственным тактическим приёмом, на который приходилось рассчитывать пилотам И-15 и И-16, была лобовая атака. Если они замечали идущий в атаку «мессер», то старались сразу развернуться навстречу, используя хорошую горизонтальную манёвренность своих самолётов и защиту от пуль двигателем с широким воздушным радиатором.

Так, хотя и ценой огромных потерь, но даже в началё войны советским лётчика всё-таки удавалось наносить Люфтваффе чувствительные потери. Летчик истребительной эскадры JG 54 (воевавшей в наших краях и почти весь 1942 г. базировавшейся в Рельбицах) Хуберт Мюттерих по этому поводу сказал: «Не загоняйте „крысу” (так немецкие лётчики называли И-16) в угол, ведь в этом случае ей останется только одно — вцепиться вам в глотку!».

Истребитель Bf.109F «Мессершмитт» эскадры JG 54 «Grönherz» («Зеленое сердце»). Был основным истребителем Люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. В 1941 г. по лётным данным был лучше любого нового советского истребителя.

Но в те дни середины июля 1941 г. под Сольцами воздушные бои отошли на второй план. Главным было хоть как-то, хотя бы ненадолго замедлить движение корпуса Манштейна, почти сходу сбивавшего слабые заслоны РККА на дороге Псков-Новгород. И старенькие И-15 выполняли несвойственную себе задачу – штурмовали колонны Вермахта. Наверное, так было и вечером 13 июля, когда передовые немецкие части уже подходили к Сольцам, и наши лётчики делали последние вылеты с аэродрома, на который уже следущим утром въехали немецкие танки.

Но действовала и немецкая авиация. Группа Ю-88 направилась бомбить аэродром Старой Руссы. «Расчистку воздуха» перед ними обеспечивали «мессершмитты» 2-го штаффеля (эскадрильи) JG 54, взлетевшие с аэродрома в Острове. Задание блокировать солецкий аэродром получила четвёрка «мессеров», возглавлял которую обер-лейтенант Герхард Людвиг. Они, скорее всего, для лучшей ориентировки летели вдоль Шелони и только перед городом свернули на аэродром.

О дальнейшем лучше услышать из уст современника: «...однажды он (А.Кавтарадзе) возвращался на аэродром, когда вдруг появились вражеские самолёты. Его звено уже было на земле и Кавтарадзе заходил на посадку последним. И когда 9 «мессершмиттов» появились в воздухе, пропеллер его самолёта ещё вращался. Патронов у него уже не оставалось, и было немного горючего, всего на несколько минут боя. Но это не остановило его. Он нажал на газ и снова взмыл в воздух. Он не маневрировал, а сразу пошёл в лобовую атаку на лидера фашистской девятки. Аэродром замер в молчании; все поняли, что он хочет совершить таран... Он знал, что немцы часто трусливо разбегаются, потеряв ведущего. Так и случилось: когда машина Кавтарадзе на полной скорости столкнулась с ведущим «мессершмиттом», остальные быстро вышли из боя. Память о страшной смерти их лидера станет для них ночным кошмаром. Они были молодыми лётчиками, а их ведущий – старым майором с двумя Железными крестами. Его тело, точнее, часть его, было найдено в отдалении от обломком его самолёта. В кармане было только несколько открыток с видами Афин...».

По немецким документам, случилось это в 19:45 по московскому времени. В списке потерь JG 54 значится «RaP», что указывает на активный характер тарана со стороны Кавтарадзе, который, конечно, при столкновении погиб и сам. Он похоронен в братской могиле на кладбище в Мусцах. Проходя мимо, вспомните об нём, о славном сыне грузинского народа...

Приведённая цитата – из очерка «Русские „соколы” вселяют страх в сердца немецких пилотов», напечатанного на английском языке в журнале «Крылья» австралийских Королевских ВВС летом 1943 г. Автором заметки был майор Николай Владимирович Богданов. Летом 1941 г. во время контудара под Сольцами он, как корреспондент газеты «Красная звезда», был в нашем районе. Вероятно, тогда он и услышал о подвиге Аристотеля Кавтарадзе.

Стоит, пожалуй, дать несколько уточнений к его статье, в которой Н.В.Богданов сознательно или несознательно несколько приукрасил события. Во-первых, у него «мессершмитты» почему-то летают девятками, хотя в группах немецких истребителей их количество почти всегда было кратным двум. И в нашем случае их на самом деле было четыре. Но автор статьи для солидности решил превратить их в полноценную эскадрилью. Однако 9 машин – это советская эскадрилья, а в немецкой их было бы 12. Скорее всего, Н.В.Богданов либо не особенно заботился о правдоподобности, либо не знал таких деталей.

Во-вторых, странно, что самолёт Кавтарадзе оказался совсем без боекомплекта и с малым запасом горючего. Ведь линия фронта была очень близко, на предельную дальность лететь было не надо, и полный бак израсходовать было маловероятно. И после штурмовки он вряд ли бы вернулся с совсем пустыми патронными лентами, поскольку опытные летчики (а Кавтарадзе, несомненно, относился к числу таковых) никогда не расстреливали весь боекомплект как раз на случай непредвиденных встреч с противником при возвращении на базу. В одном из описаний боя встречается альтернативная версия его начала: звено Кавтарадзе не возвращалось со штурмовки, а было дежурным на аэродроме и поднялось в воздух при приближении немецких истребителей. Хотя маловероятно, что в дежурное звено назначили такие слабые машины, как И-15, разве что лучших уже не было...

В-третьих, совершенно неправдоподобны слова о целом штаффеле «неопытных» пилотов. Ни одному командиру Люфтваффе, тем более в легендарной JG 54, не пришло бы в голову формировать группу из новичков, возглавляемых лишь одним «экспертом». В советских ВВС подобное практиковалось (почти всегда с очень прискорбным результатом), но не в Люфтваффе. Даже в самом конце войны в условиях дефицита кадров немцы старались избегать комплектования групп по такому принципу.

Ну и, наконец, про «майора с двумя Железными крестами». Это расхожий штамп, такой дежурный персонаж советской пропаганды того времени. Н.В.Богданову показалось, видимо, несолидно сказать, что противник лейтенанта Кавтарадзе был всего на ступень старше его по званию. Впрочем, у обер-лейтенанта Людвига, действительно было два Железных креста (I и II класса) и это говорит о том, что это был опытный, достойный противник. Ко дню гибели он одержал 3 победы над бомбардировщиками СБ, сбитыми им 24 июня, 6 июля и 7 июля.

Сказанное, конечно же, ничуть не умаляет подвига Аристотеля Кавтарадзе. Атакуя один против четверых, на стареньком самолёте, он действительно шёл на крайний риск ради своих товарищей, отвлекая на себя противника. Минутное замешательство оставшихся немецких лётчиков не позволило им спокойно расстрелять на взлётной полосе только что севшие советские самолёты. Очень вероятно, что Кавтарадзе мог сразу принять решение о таране, поскольку, как сказано выше, в бою против Bf-109 лётчик, пилотирующий И-15бис, должен был использовать любую возможность нанести ущерб противнику в первой же атаке – вероятность ещё одного шанса была очень мала. Кавтарадзе был опытным бойцом и всё это прекрасно понимал, реалистично оценивал возможности своего самолета и вражеских, и, вероятно, считал, что один всё равно долго не продержится.

А вот Герхард Людвиг, возможно, в последний момент попытался уйти от столкновения, тем более что в ходе лобовой атаки ему, кажется, удалось добиться нескольких попаданий в самолёт Аристотеля Кавтарадзе. Есть несколько расходящихся в деталях свидетельств (что неудивительно, поскольку в бою у летчиков мало времени смотреть, как там у кого дела, потому и восприятие картины сражения получается разное) и, согласно одному из них, "мессершмитт" Людвига столкнулся с крупным обломком И-15 на выходе из атаки, когда советский самолет уже разрушался в воздухе. Но в официальном списке потерь причиной его гибели указан таран.

В заключение стоит сказать, что лейтенант А.С.Кавтарадзе в конце июля 1941 г. был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза, но награждён был всего лишь медалью "За отвагу". Причину такого понижения награды пока выяснить не удалось, как не удалось, к сожалению, и найти фотографию героя...

Обновление июля 2013 г., В.К.: Почти случайно удалось найти фото могилы обер-лейтенанта Герхарда Людвига. Предполагалось, что раз его похоронили наши (скорее всего, так и было), да ещё накануне отступления из Сольцов (т.е. в спешке), то для немцев это захоронение осталось неопознанным, просто одной из могилок советских военнослужащих и мирных жителей, погибших ранее при бомбёжках солецкого аэродрома. Примечательно, что на кресте написано только "Oblt Ludwig" - без имени и даты смерти, как обычно. Т.е., скорее всего, похоронили его и в самом деле наши. Должно быть, написали на дощечке по-русски его звание и фамилию и положили лопасть от пропеллера. А перевели надпись и поставили крест, очевидно, уже немцы где-то в августе. Есть даже гипотеза, что похоронен Герхард Людвиг мог быть на том же месте, что и Аристотель Кавтрадзе (мусецкое кладбище было самым близким к аэродрому, а отдельного немецкого ещё не было). По крайней мере на военном участке кладбища в Мусцах есть 16 могил, из которых именные только 13. Не в одной ли из трёх оставшихся покоится Герхард Людвиг..?