Виталий Койсин
КО ДНЮ ВМФ
Опубликовано в "Солецкой газете" | 27.07.2012

В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-морского флота.

С давних времён в традициях нашего ВМФ было давать имена боевым кораблям в честь городов. Линкор «Севастополь», ракетный крейсер «Москва»... – громкие имена! Но мало кто знает, что в составе флота был небольшой кораблик, названный «Сольцы».

Его жизнь начиналась вполне мирно, как буксирного катера-газохода. Скорее всего, построен он был незадолго до войны, так как первые серийные суда с газогенераторными двигателями (работавшими на деревянных чушках, с расходом примерно кубометр в час) стали стоиться в 1935 г. Этот тип движителя, необычный для наших дней, до войны был очень популярен и выгоден в краях, богатых лесами. Такие суда не уступали обычным, но, в отличие от них, не нуждались в угле или солярке. К тому же, поскольку двигатели были серийными (с распространенных тогда тракторов "Сталинец"), только немного переделанными для работы на газе, это снимало проблему запчастей и ремонта.

Началась война. В составе Северо-Западного фронта 28 июля 1941 г. был сформирован Ильменский отряд кораблей, в который 5 августа был мобилизован и наш маленький кораблик, ставший сторожевым катером.

С августа по октябрь 1941 г. отряд вёл боевые действия, нёс сторожевую и разведывательную службу на озере Ильмень, а также реках Волхов и Тигода, осуществлял ПВО мостов и переправ, прикрывал отход войск, обеспечивал эвакуацию населения и грузов.

20 октября 1941 г. отряд был расформирован, а корабли переданы в Ладожскую военную флотилию. Для плаваний по бурной и суровой Ладоге маленькие «Сольцы» не годились, были переведены в разряд плавучих баз и служили в этом качестве до самого конца войны, с небольшим перерывом (видимо, на ремонт) в октябре-ноябре 1944 г. Несколько кубриков с отоплением и электроосвещением давали хоть какой-то уют экипажам других кораблем, менее приспособленных для долгого обитания.

Конечно, такой кораблик не участвовал в знаменитых морских баталиях. Он был просто рядовым, незаметным тружеником долгой и тяжёлой войны. Но в том, что в 1941 г. всё-таки удалось остановить немцев под Ленинградом, в том, что ладожская Дорога жизни спасла город, есть и его заслуга...

Примерно так выглядел буксирный катер «Сольцы». Пока не известна его послевоенная судьба... вернулся ли он на родной Ильмень?