АЭРОДРОМ РЕЛЬБИЦЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ


Точная дата создания близ Рельбиц аэродрома пока неизвестна. Самое раннее упоминание встречается в книге А.Суконкина "Десант Страны Советов", о войсковых испытаниях транспортных самолетов ПС-84 (лицензионный "Дуглас"): "...В конце мая 1940 г. этот самолет на Центральном аэродроме осмотрел нарком обороны К.Е.Ворошилов. Войсковые испытания самолета начались спустя две недели, и 17-18 июня с самолета ПС-84К на аэродроме Рельбицы под Ленинградом проводилось опытовое десантирование подразделения 201-й воздушно-десантной бригады. Десантирование проводилось в два потока - в обе двери, и на все ушло не более 14 секунд. В отчете было указано: "Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3...""...

Немецкая аэрофотосъёмка Солецкого р-на лета 1941 г. Судя по сохранности мостов и т.п., фото сделано до середины июля. Здесь показана часть, относящаяся к Рельбицам. Участок в кольце дорожки и есть аэродром. При увеличении по периметру поля видны самолёты. За нижним краем кольца, кажется, находятся позиции зенитных орудий. На берегу Шелони виден странный участок с маленькими прямоугольными сооружениями; возожно, это палаточный лагерь.

Взлётных полос с твёрдым покрытием, в отличие от Сольцов, здесь не было. В общем-то, просто поле с травяным покрытием.

На этой же аэрофотосъёмке есть участок Доворец-Заполье-Морсино-Остров. По направлению от Доворца к Светлицам тоже виден простенький полевой аэродром, причём, судя по количеству самолётов и многочисленным следам рулёжки, использовался он тогда даже более активно, чем рельбицкий.

С сентября (возможно, эпизодически и с конца июля) 1941 г. и до начала 1944 г. (вероятно, почти до момента освобождения этой местности 22-23 февраля) рельбицкий аэродром активно использовался Люфтваффе. Подразделения, здесь размещавшиеся: Stab, I., 9./KG 2 (сентябрь 1941 г., до 1 октября); III./KG 3 (сентябрь 1941 г., возм. до ноября); 2.(F)/Aufkl.Gr. 11 (сентябрь 1941 г.); Verbindungsstaffel 53 (сентябрь 1941 г.); I./JG 51 (апрель-май 1942 г.); III./KG 6 (сентябрь 1942 г.); I. и II./KG 76 (11 сентября - 6 октября 1942 г.); JG 54 (февраль 1943 г., активно как вспомогательный аэродром и ранее, с марта 1942 г.), I/JG 26 (со 2 февраля по 9 мая 1943 г.). Управление: Fl.H.Kdtr. E 3/IV ( ? – январь 1944 г.).

Из книги Ганса-Ульриха Руделя "Пилот "Штуки", гл.3: "...В Рехильбицах летом очень жарко, в ту же минуту когда служба заканчивается, мы ложимся на наши походные койки в прохладе палаток. Наш командир живет в одной палатке с нами. Нам не приходиться много говорить, но у нас есть чувство взаимопонимания. Мы, должно быть, схожи с ним характерами. Вечером, после разбора полетов он идет прогуляться в лес или по степи, а я, если не сопровождаю его, то поднимаю тяжести, метаю диск и совершаю пробежку вокруг аэродрома. Так мы отдыхаем после тяжелого дня и просыпаемся свежими и отдохнувшими на следующее утро. После этого мы усаживаемся в нашей палатке....

...Здесь, в Рехильбицах, иногда случаются настоящие бури. На огромных пространствах России царит континентальный климат и за благословенную прохладную погоду приходится платить штормами. В разгар дня внезапно все вокруг темнеет и облака ползут почти по самой земле. Дождь льет как из ведра. Видимость сокращается всего до нескольких метров...

Мы оказываем поддержку нашей армии в Лужском секторе фронта. Время от времени нас также посылают на задания в далеком тылу противника. Цель одной из таких миссий - железнодорожная станция Чудово, важный транспортный узел на линии Москва-Ленинград. Из опыта прошлых миссий мы знаем, что там сильная противовоздушная оборона. Огонь зениток очень плотный, но до тех пор, пока не прибыли свежие истребительные соединения противника, мы не предвидим здесь никаких особых сюрпризов.

Прямо перед нашим взлетом наш аэродром атакован группой русских штурмовиков, которых мы прозвали "Железными Густавами" (Ил-2 - В.К.). Мы бросаемся в укрытие, вырытое за самолетами. Лейтенант Шталь прыгает вниз последним и приземляется прямо мне на спину. Это еще неприятней, чем налет "Железных Густавов". Наши зенитки открывают по ним огонь, "Густавы" сбрасывают бомбы и уходят, прижимаясь к земле. Затем мы взлетаем...

...Обратный полет занимает гораздо больше времени но, наконец, прямо перед собой я вижу Сольцы. Напряжение спадает, и я снова распрямляю плечи. Над Сольцами патрулирует несколько наших истребителей и до аэродрома остается уже совсем немного...

Позже рельбицкий аэродром, как вспомогательную площадку, использовала 54-я истребительная эскадра "Грюнхерц" ("Зелёное сердце"). "...осенью 1941 г. группы эскадры (JG54) расположились на хорошо обустроенных для русской местности аэродромах Сиверская и Красногвардейск, а также Рельбицы и Старая Русса. На фотографии запечатлены река Шелонь и аэродром Рельбицы..." В оригинале: "...die Feldfluplatze Rjelbitzi und Staraja-Russa Die Luftaufnahme zeight den Schelonfluss mit Flugplatz Rjelbitzi..." В других источниках даты немного другие: указывается, что штаб, 4-й, 5-й и 6-й штаффели (на Bf 109F/G) были в Рельбицах с 20 марта по декабрь 1942 г. Встречается и немного другое написание на латинице: "Rijelbitzi". Немецкие лётчики прозвали аэродром "Ringelpietz" - "танцульки".

"Мессершмитты" JG54 на рельбицком аэродроме, зима 1941 г. Bf-109 справа - Maj. Hannes Trautloft (kommodore JG54 "Зелёное сердце"), а слева - Oblt. Otto Kath (Stab./JG54). Отто Катх был ведомым Ханнеса Траутлофта.

Вид на заснеженный аэродром с борта Fi-156 "Шторьх". Как видно, планировка изменилась, в сравнении с советской (см. выше). Это и след. 13 фото II/JG54 взяты из книги (иллюстрированной истории JG54) Ханнеса Траутлофта, командира эскадры до 5 июля 1943 г.

Там же и тогда же.

Один из "Мессершмиттов" группы на стоянке после предполетного обслуживания, справа виден автомобиль-заправщик. Зима 1942 г.

Фото сделано тогда же, что и предыдущее. Судя по знаку на борту заправляемого Bf-109, на нём летал адьютант эскадры.

Высокие тенты, покрытые белыми маскировочными сетями, использовались при ремонте двигателей во время неблагоприятных погодных условий. Тенты были типовыми, так что их высота, расчитаная на ремонт бомбардировщика, для истребителя была, конечно же, избыточной.

Унтер-офицер Айзерле и обер-ефрейтор Фогель из взвода связи II/JG 54 тянут новую линию на окраине аэродрома. Зима 1942 г.

Группа офицеров наблюдает за возвращающимися самолетами, стоя возле дома, в котором располагался штаб группы.

Связисты группы за работой.

Снова связисты, снимок сделан в том же доме, что и предыдущий. В центре на табурете сидит унтер-офицер Георг Лебер, который после войны станет известным политиком и будет последовательно занимать посты министра транспорта, связи и почты, а также министра обороны ФРГ.

Командир 6-го штаффеля Ханс Байссвенгер в роли кучера.

Март 1942 г. В центре (в фуражке) - хауптманн Йоахим "Гном" Вандель, известный ас (75 побед) и будущий командир 5-го штаффеля. Крайний слева (с трубкой в зубах) - лейтенант Вольфганг Кречмер.

Март 1942 г., ведущие беседу офицеры (слева направо): Отто Хаазе, командир группы Дитрих Храбак, командир эскадры Ханнес Траутлофт и обер-лейтенант Бернхард Шультен.

Вид на улицу в Рельбицах. Судя по всему, фото сделано тоже весной 1942 г., в марте или начале апреля. Во всяком случае, снег по обочинам и у стен домов ещё не полностью растаял.

Следующие 3 фото: сбитый cоветский летчик-истребитель на рельбицком аэродроме JG 54, зима-весна 1942 г.
Там же и тогда же.
Там же и тогда же.
Март 1942 г., посещение аэродрома Адольфом Галландом, командующим истребительной авиацией Люфтваффе (1-й слева, в белой куртке). 6-й слева - Ханнес Траутлофт.
9 мая 1942 г., награждение Рыцарским крестом (высший орден Третьего рейха) лейтенантов Ханса Бейсвенгера и Хорста Ханнига, оба из 6-го штаффеля. Слева направо: Maj. Hannes Trautloft, Lt. Hans Beisswenger, Gen. Hellmuth Förster (GOC I.Fliegercorps), Lt. Horst Hannig, Haupt. Dietrich Hrabak. Фото из книги Джона Виэла "Jagdgeschwader 54 Grunherz", стр. 57.
11 августа 1942 г. при аварийной посадке скапотировал Bf 109 G-2 "Black 1" (W.Nr. 10 360) л-та Вальтера Новотны (Walter Nowotny). Оценка повреждений - 50%. Первая группа, в составе которой он летал, базировалась в то время в Гатчине (Красногвардейске). В тот день Новотны вступил в манёвренный бой с парой МиГ-3 где-то над Ловатью, в районе между Залучьем и Старой Руссой, притом советские летчики оказались далеко не новичками. После сложной серии пилотажных фигур ему удалось поймать в прицел одного из противников и сбить (в 11:15 по среднеевропейскому времени), но не успел падающий МиГ достичь земли, как второй занял выгодную позицию и обрушил огонь на кабину и мотор "Мессершмитта". Новотны получил ранение, так что ему ничего не оставалось, кроме как выйти из боя в крутом пикировании.
Вероятно, Новотны пошел на вынужденную посадку в Рельбицах потому, что это был ближайший аэродром, на котором размещались самолеты JG 54. Будучи раненым, да еще и с простреленным двигателем, он вряд ли смог бы дотянуть до Красногвардейска. При посадке аса постигла ещё одна неудача: на пробеге он не справился с управлением, самолет опрокинулся, и Вальтеру пришлось провисеть на привязных ремнях вниз головой почти 20 минут, прежде чем аварийная команда извлекла его, с трудом открыв намертво заклинивший фонарь.
Там же и тогда же. На заднем плане - русло реки Шелонь.
Там же и тогда же. Видна та неровность, на которой перевернулся самолёт. Скорее всего, Новотны заходил на посадку со стороны реки, не дотянул до начала ВПП и сел на невыровненный участок. Эти 4 фото - из книги Бернда Барбаса "Aircraft of the Luftwaffe Fighter Aces - a Chronicle in Photographs", том 2, стр.40-41.
В январе 1943 г. было решено заменить группу III/JG 54 на 1-ю группу эскадры JG 26 "Шлагетер" (I/JG 26). Перемещение касалось только лётного состава, штабов и некоторого количества матчасти, в то время как тех. состав и большая часть техники и оборудования оставались на прежних местах базирования. 21 января 1943 г. летчики I/JG 26 сели на поезд во Франции и спустя 5 дней прибыли в Вост. Пруссию на авиабазу Хайлигенбайль. Там они получили новые истребители FW-190 A-5 и несколько FW-190 A-4. Перебазирование на Вост. фронт должно было начаться 31 января, но первая попытка командира группы Йоханнеса Зайферта перелететь вместе со штабным звеном в Ригу не удалась - погода стояла скверная, так что летчикам пришлось вернуться. Тогда лидером перелета был назначен многоопытный Рольф-Гюнтер Хермихен, которому в 1941-м уже доводилось воевать на Вост. фронте в составе эскадры SKG 210 (она имела на вооружении двухмоторные истребители Bf-110). В тот же день ас успешно привел своих товарищей в Ригу, а 2 февраля и в Рельбицы. Первые боевые вылеты с нового аэродрома летчики I/JG 26 совершили 14 февраля 1943 г. (тогда они атаковали наземные цели), а первый бой с советской авиацией провели 16 февраля.

До начала марта группа не испытывала на новом месте особых проблем, но потом началась оттепель. Состояние взлетно-посадочной полосы стремительно ухудшалось и её становилось всё сложнее поддерживать в рабочем состоянии. Несколько самолетов потерпели аварии на взлете и посадке, а 7 марта такой инцидент закончился трагически. В тот день истребители 2-го штаффеля должны были сопровождать Не-111, и при взлете шасси одного из FW-190 A-5, пилотом которого был унтер-офицер Ханс-Йоахим Фаст, попали на участок очень мягкого раскисшего грунта. Уже набравший большую скорость самолет опрокинулся и от удара загорелся, и до того, как кто-либо успел прийти на помощь, последовало несколько взрывов. Летчик погиб (по всей видимости, при аварии потерял сознание, поскольку не делал попыток выбраться из горящей машины).

На фото: Фаст (справа) что-то обсуждает с фельдфебелем Плеезе в перерыве между боевыми вылетами. Снимок сделан в конце февраля или начале марта на аэродроме Рельбицы.

На фото: Фаст позирует фотографу на окраине аэродрома. Снимок сделан в начале марта, за 3 или 4 дня до гибели пилота. Это был опытный летчик, начавший воевать еще в октябре 1941 г. Всего он одержал 5 побед, из них 4 на Зап. фронте и 1 на Восточном (4 марта сбил Пе-2). Скорее всего, на заднем плане - русло реки Шелонь и деревня Заполье на противоположном берегу.

14 марта 1943 г. было решено использовать в качестве основного аэродром Дно, а в Рельбицах остался только 3-й штаффель группы. Однако в Дно состояние взлетно-посадочной полосы оказалось лишь немногим лучше, так что аварии преследовали пилотов I/JG 26 и там (6 апреля очередное происшествие закончилось гибелью одного летчика и одного технического специалиста, убитого обломком разбившегося самолета). Лишь в начале мая проблема была решена, когда группу перевели на аэродромы Смоленской обл.: 6 числа I/JG 26 покинула Дно и перелетела обратно в Рельбицы, а 9-го отбыла в Смоленск. На центральном участке фронта группа провоевала еще почти месяц, и 6 июня отправилась через Германию во Францию. За время своего пребывания на Вост. фронте летчики I/JG 26 одержали 126 воздушных побед (официально). Собственные потери составили 12 FW-190, 8 летчиков погибли и 3 получили ранения.

Май 1943 г. FW 190 "weiße 1" фельдфебеля Карла-Хайнца Кордеса (Karl-Heinz Cordes, в центре) на рельбицком аэродроме. Кордес служил в 1-й группе JG 54, а она в мае 1943 г. базировалась в Старой Руссе. На снимке у FW-190 вооружение ещё не установлено: внешние пушечные порты на плоскостях вообще закрыты, а внутренние пустые. Так что можно предположить, что фото было сделано, когда Кордес перегонял этот новый FW-190 через Рельбицы в Старую Руссу. Источник...
Там же и тогда же. Вдали на заднем плане - некий длинный дом, похожий на тот, который мы видим на двух следующих фото и на фото выше, где сфотографированы связисты, тянущие линию.
Что же касается самого летчика, то "Хайно" Кордес (1920 г.р., на этом фото он стоит слева) был очень неплохим асом. Воевал в I/JG 54, первую победу одержал 1 мая 1943 г. (Ил-2), всего за время войны сбил 52 самолёта, однако Рыцарского Креста так и не получил. Помимо JG 54 некоторое время (весной-летом 1944 г.) летал в составе JGr.Ost, где смог сбить 2 американских четырехмоторных бомбардировщика.

На этом фото он снят вместе с унтерофицером Карлом Шнёррером. Судя по особенностям фотобумаги, времени года и погодным условиям похоже, что снято в одно время и в одном месте, что и две предыдущие фотографии, т.е. в Рельбицах.

Асы 1./JG 54, там же и тогда же. Слева направо: фельдфебель Anton Döbele (погиб 11.11.1943 при столкновении с Ил-2), унтерофицер Karl "Quax" Schnörrer и фельдфебель Rudolf "Rudi" Rademacher.

Эти летчики - знаменитая "четвёрка Новотны" (только на снимке Вальтер почему-то отсутствует). Летая вместе, за неполных 4 месяца они сбили по официальным данным 450 самолётов. Командовал четвёркой Новотны, его личным ведомым был Карл Шнёррер. Вторую пару составляли Антон Дебеле (лидер) и Рудольф Радемахер (ведомый).

Асы 1./JG 54 летом 1943 г. на рельбицком аэродроме (на заднем плане, похоже, плотная маскировочная сеть). Слева направо: оберлейтенант Wettstein, оберфедфебель Fritzs Tegtmeier и фельдфебель Karl-Heinz Cordes. Возможно, это даже в мае, когда Кордес был на аэродроме (см. фото выше).
На месте аэродрома сохранилась "бетонка". Скорее всего, она была уложена для нужд Люфтваффе во второй половине 1943 г. Некоторые основания считать так даёт медицинское заключение о смерти военнопленного Михаила Меркулова, который работал при 130-м строительном батальоне Люфтваффе (Lw. Bau Batl. 130). О месте его гибели (был застрелен охранником с расстояния 70 м.; видимо, при попытке к побегу) в тексте сказано: "Строительная площадка на летном поле авиабазы Рельбицы". Так что очень возможно, что именно тогда велись работы по усовершенствованию взлетно-посадочной полосы (но в документе не сказано точно Rollbahn/ВПП).
Сведений об использовании аэродрома советскими ВВС в 1944-45 гг. и после войны нет. Известно, что он использовался для нужд сельхозавиации.
Благодарим Михаэля Траурига за помощь в нахождении многих представленных фото и комментарии к ним.