ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ

(На основе статьи А. Н. Трифоновой в Новгородском журнале "София")
 
 

При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой Новгородской дороги, на берегу ручья Крутец, стоит замечательное здание, сразу привлекающее к себе внимание на фоне однообразной современной застройки города. Его южный фасад обращен в сторону городского парка, разбитого на месте старой площади, носившей название Красной. Это церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная из кирпича в стиле высокого классицизма.

Памятник не опубликован, о нем нет даже упоминаний в литературе по русскому искусству. В документации, хранящейся в Управлении охраны памятников Новгородской области, Ильинская церковь датируется по-разному: то рубежом XVIII-XIX вв., то второй половиной XIX столетия.

Принятое здесь, а также в текущем епархиальном делопроизводстве название - "Ильинский собор" - позднее. Оно появляется, очевидно, в конце XIX - начале XX вв. Так именуется храм на почтовой открытке 1901 г. и в аннотациях к фотоснимкам П. П. Покрышкина, выполненным в 1914 г. В документах Псковской духовной консистории на протяжении XVIII - XIX вв. и даже в начале XX столетия сохраняется старое название: "Ильинская церковь погоста (или посада) Сольцы Порховского уезда Псковской губернии".

Село Солец упоминается в письменных источниках с конца ХIV в. Церковь Ильи Пророка с приделом Флора и Лавра существовала в Сольце уже в первой половине ХVI в. Мы находим ее в Новгородских писцовых книгах (погост Мусетцкой Шелонской пятины), начиная с 1539 г. Изображение церкви есть на рисунке из альбома Августина Мейерберга, находившегося в России по поручению австрийского двора в 1661-1662 гг. Рисунок, представляющий Солец, датируется концом апреля - началом мая 1661 г. На нем схематично изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь, - простой сруб с пристроенной к нему шатровой колокольней.

Древняя церковь стояла в старейшей части Coльцa, "на посадце", который в конце 1570-х - начале 1580-х гг. по указу царя Ивана IV был отведен колесному мастеру Рычку Ригину с товарищами и получил название колесной слободы. Тогда в слободе было 25 дворов колесных мастеров, 4 двора духовенства и деревянная церковь. В 1734 г церковь была перестроена. Очевидно, новый деревянный храм Ильи Пророка был больше прежнего, так как имел не один, а два придела - Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. Об этом известно из клировой ведомости церкви 1800 г.

К началу XIX в. церковь обветшала. Не позднее 1824 г. у Новгородской дороги было начато строительство кирпичного Ильинского храма. 11 декабря 1824 года Евгений, архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, доносит в Синод: ''купеческое и мещанское общество (посада Сольцы, прим. авт.) на докончание остановившейся постройкою в том посаде Ильинской церкви пожертвовало деньгами пять тысяч пять сот рублей и лесом на пять сот рублей". 20 февраля 1825 года вышел указ Синода: "...означенному купеческому и мещанскому обществу за пожертвование их, на пользу св. церкви сделанное, объявить благословение Святейшего Синода, чрез... Преосвященного Псковского, и сверх того об оном пожертвовании припечатать в здешних Академических ведомостях. О чем к нему Преосвященному и в комитет Правлений Императорской Академии наук послать указы".

Через неделю в Санкт-Петербургских ведомостях (N 17) в разделе "Внутренние происшествия" появилась заметка о "благотворительных приношениях" на строительство храма в Сольцах. Освящение церкви Ильи Пророка состоялось в том же году, о чем можно судить по записи в мировой ведомости 1914 г.: "Церковь построена в 1825 году, каменная, с такою же колокольней, престолов в ней пять: главный во имя св. пророка Илии, придельные во имя Святителя и Чудотворца Николая, Казанской Божией Матери, Святого Александра Невского и Преподобного Никандра Псковского Чудотворца".

Известно, что приделы Святого Николая и Казанской Богоматери размещались па сторонам главного престола в центральном храме. Два других придела были устроены в трапезной. Приведенное сообщение, а также сведения исторического обзора П. Любимова "Церковные памятники старины в Порховском уезде" (1897), где также называется только одна дата сооружения солецкой православной церкви и ее приделов - 1824 год, позволяли думать, что собор, трапезная а колокольня были построены по единому замыслу в 1824 - 1825 годах. Впечатление гармоничности всего ансамбля и его полного стилистического соответствия архитектуре классицизма, единства архитектурных форм и декора входящих в него здании как будто подтверждали эту точку зрения.

Однако при натурном обследовании памятника новгородский архитектор С. П. Славянский обнаружил, что западная стена собора, к которой примыкает трапезная, первоначально была оформлена пилястрами с капителями (они фрагментарно уцелели в верхней части стены, под кровлей трапезной). Вытекающий из этого наблюдения вывод о том, что собор какое-то время существовал самостоятельно, подтвердился документально. В Псковских епархиальных ведомостях за 1909 год мы нашли известие о строительстве соборной колокольни к трапезной на средства прихожан в 1888 г. Итак, Ильинский храм в Сольцах представляет собой ансамбль из трех зданий, стоящих вплотную друг к другу и ориентированных по оси восток-запад: церкви, трапезной, колокольни.

Главный - холодный - храм квадратный в плаке, без алтарных выступов. Интерьер разделен четырьмя столбами, которые несут широкий двенадцатиоконный барабан центрального купола, Окна барабана высокие с полуциркульными перемычками и наличниками в виде аркады. Купол первоначально был гладким и имел форму слегка "приплюснутой" полусферы, однако после реставрации 1994 - 1995 годов ок стал более плоским с ребристой поверхностью. Его венчает глухой "фонарь" с восьмиконечным крестом, стоящим на сфере: Купола малых глав невысокие, уплощенные, под ними - глухие окна, по шеста в каждом барабане Они оформлены так же, как и окна центрального барабана.

Кровля основного объема четырехскатная с разжелобками, которые закрыты фронтонами. На фасадах фронтоны завершают композицию из четырех центральных и двух боковых пилястр, объединенных антаблементом. Фриз гладкий. Карниз с метопами. Пилястры композитного ордера в их капителях ионические волюты совмещены с двумя рядами аканфовых листьев.
Боковые фасады имеют дверные проемы (южная дверь заложена). Окна с прямыми перемычками располагаются между пилястрами. Верхняя часть оконных наличников представляет собой полосу орнамента из лавровых венков с розетками в центре и по бокам. Орнаменты, как и капители отлиты из гипса. Боковые окна завершены декоративными фронтончиками. Стены рустованы на всю высоту за исключением гладкой полос" вверху между центральными пилястрами.

Алтарная стена рустованная, с двумя окнами, освещающими центральный престол, и тремя нишами, оформленными как глухие окна.
Теплая трапезная церковь прямоугольная в плане, разделена четырьмя столбами на три нефа. Центральный узкий неф перекрыт коробовым сводом. Боковые имеют крестовые своды. Кровля двухскатная. Антаблемент такого же профиля, что и на здании холодного храма. На южном и северном фасадах по три прямоугольных окна с наличниками строгой формы. Стены рустованные.

Трехъярусная колокольня Ильинского храма, сохранившаяся только на половину первоначальной высоты, восстановлена в 2000 г.. Ее боковые стены, оформленные пилястрами, завершены фронтонами. Фронтоны, антаблемент, капители колонн и пилястр, окна, рустовка стен основания колокольни повторяют архитектурные формы двух других зданий ансамбля.
Верхняя часть колокольни представляет собой композицию из восьмерика, переходящего в ротонду. Грани между четырьмя арочными проемами восьмерика оформлены в виде ложных арочных проемов с венчающими их фронтонами. Арочные проемы ротонды разделены парными пилястрами. Колокольня завершается высоким куполом с "фонарем" и крестом, установленным на сфере. Венчающая композиция отделена от ротонды карнизом сложного профиля.

Снимки П. П. Покрышкина запечатлели великолепный деревянный резной иконостас холодного храма Ильинского собора объединявший все три его престола. Он относится к многочисленной группе русских классицистических иконостасов типа триумфальной арки. Архитектуре и характеру декора имеет аналогии в таких памятниках, как, например, иконостасы Спасо - Преображенского собора в Белозерске (около 1801 г.), церкви Спаса Обыденного в Вологде (первая четверть ХIХв.), церкви Никиты в Новгороде (1813 г.), церкви Архангела Михаила новгородского Сковородского монастыря (1820 г.) В рисунке архитектурных элементов и деталей орнаментики он имеет много общего с иконостасом церкви архиепископа Иоанна в Новгородском Кремле, известном нам по проекту архитектора Новгородского Архиерейского дома и Епархиальных строений Александра Макушева(1820 г.)

Старые фотоснимки интерьера трапезной не обнаружены, и потому мы не знаем, как выглядели иконостасы приделов Александра Невского и Никандра Псковского. Есть сведения, что один из них был сооружен в 1895 году на средства Солецкой купеческой вдовы Марии Петровны Смирновой, давшей на его изготовление около 1100 рублей. Другая купеческая вдова, Александра Николаевна Ардамацкая, примерно в то же время пожертвовала в Ильинскую церковь 700 рублей на устройство Голгофы, а купец Василий Дмитриевич Замарин 800 рублей "на различные церковные нужды". За свою благотворительную деятельность эти лица получили в 1898 году благословение Синода "с выдачей установленных грамот".

Таким образом значительные частные пожертвования, на которые в 1888 году было начато строительство трапезной и колокольни Ильинской церкви поступали в солецкий храм на протяжении десятилетия. Работы по "обновлению" храма шли не один год. Очевидно, именно к их окончанию был приурочен приезд в Сольцы еп. Псковского и Порховского Антонина, который 27 сентября 1898 года служил в Ильинском соборе Божественную литургию. Заметим, что архиерейское служение было выдающимся событием в истории того времени. Хроника Псковских епархиальных ведомостей, издававшихся с 1894 года, всего лишь дважды за двадцать лет сообщает о посещении владыками Солецкого прихода - одного из самых удаленных от центра епархии.

На фоотоснимках 1914 года различимы некоторые изображения росписи Ильинского собора, дошедшей до нас примерно на 80 процентов. Точная дата росписи нам не известна. Однако по стилю ее можно отнести к концу XIX - началу-ХХ в., и на основе косвенных данных высказать предположения о времени ее создания. Роспись выполнена масляными красками по штукатурке. В куполе изображена "Новозаветная Троица" (практически не сохранилась), в простенках окон барабана - два Архангела и двенадцать Апостолов, под окнами - ярус со "Страстями Христовыми". На парусах мы видим монументальные образы Евангелистов, на восточной арке медальоны с изображениями голубя - Святого Духа, Архангелов Михаила и Гавриила, на других подпружных арках - медальоны со святыми: В алтаре представлены "Пантократор", "Торжество креста" и "Воскресение Христово" (восточная стена). Здесь же - "Собор Святых Отцов" и "Моление о чаше", помещенные над входами в приделы. Восточные столбы были закрыты иконостасом почти на всю высоту. На западных столбах написаны "Рождество Христово" и ''Крещение" на их боковых гранях - Пророки Илья и Моисей, Апостолы Петр и Павел. Над входами в храм представлены "Саваоф, с исходящим от него Святым Духом" (южная стена), "Благовещение" (северная стена), "Проповедь Христа апостолам на море" (западная стена). В западных компартиментах храма находятся также композиции "Се стою при дверех и толку", "Добрый пастырь", сцены из жизни Святого Николая, "Воскрешение дочери Иаира". Большое места в росписи Ильинского храма отведено изображениям символико - декоративного характера. Это кресты, заключенные в орнаментированные круги, и стилизованные растительные узоры (крины в сердцевидных завитках, вьющийся виноградный стебель, "арабески").

Источник иконографического и стилистического решения большинства живописных композиций Солецкой церкви очевиден. Это живопись собора Князя Владимира в Киеве, построенного в 1862 - 1882 годах, расписанного в 1885 - 1896 годах В. М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским, М. А. Врубелем, А. С. Мамонтовым, А. В. Праховым и др. Ведущим художником, выполнившим все основные живописные композиции Впядимирского собора, был В. М. Васнецов. Мастера, работавшие в Ильинской церкви, почти без изменений повторили его купольного '"Пантократора" и "Бога Саваофа" из композиции "Единородный Сын Слово Божие" в плафоне центрального нефа киевского храма. Под влиянием женских и ангельских обликов "Преддверия рая", помещенного В. М. Васнецовым в барабане собора, написаны ангелы в "Торжестве креста" солецкой церкви, а архитектурный пейзаж и образы Святителей ее "Собора Святых Отцов" напоминают об алтарной композиции киевского храма "Собор Святителей Русской Церкви". "Крещение" на северо-западном столбе церкви Ильи Пророка воспроизводит композицию из Крещальни Владимирского собора, созданную М. В. Нестеровым. "Воскресение'' этого художника - алтарный образ соборного придела, очевидно, послужил образцом для одноименного сюжета в алтаре Ильинского храма , который, к сожалению, практически не сохранился (о нем можно судить только по поздней записи). К "неовизантийским" узорам, почерпнутым В. М. Васнецовым и его соратниками по работе в Киеве из древнерусской монументальной живописи и рукописной книги, близка орнаментика Ильинского храма.
Росписи собора князя Владимира имели колоссальный успех у общественности и огромное значение для русской религиозной живописи конца XIX - начала XX века.

Общеизвестно высказывание И. Э. Грабаря о том, что "с Владимирского собора пошли все те бесчисленные вариации на Васнецовские темы различных "богомазов", которыми в 1890 - 1900 - х годах были заполнены стены большинства русских церквей и которые отравили своим ядом и самый прообраз". Резкость суждения автора в отношении последователей "васнецовского стиля" объяснима. Ремесленное копирование живописи киевского храма давало печальные результаты, о чем можно судить, например, по росписи церкви Михаила Архангела одноименного монастыря в Одессе. Но живописцы, работавшие в Сольцах, не были посредственными "богомазами". Они писали на хорошем профессиональном уровне и в значительной мере сохранили художественность и религиозный пафос первоисточника.

Живопись Владимирского собора получила широкую известность уже в середине 1890-х годов. В 1894 году П. М. Третьяков приобрел большинство эскизов росписи у В. М. Васнецова и выставил их для обозрения в своей галерее 26) В августе 1896 года состоялось торжественное освящение храма, а вскоре Г. Лазовский издает большой альбом его иэображений.

Два летних сезона - достаточный срок для росписи такого здания, как Ильинский собор. Если живописные работы в холодном храме собора были предприняты после устройства приделов в трапезной и велись летом 1897 и 1898 годов, они могли быть завершены к визиту в Сольцы Епископа Антонина (см. выше).

Не менее вероятно и то, что соборная роспись создавалась в середине 1900-х годов, незадолго до следующего архиерейского посещения Сольцов в 1909 году. В 1903 году Псковская духовная консистория дает разрешение на проведение очередного ремонта Ильинского храма и использование на эти цели 505 рублей из церковных сумм. Живописные работы в соборе требовали гораздо больших средств. Есть сведения, что их стоимость составила 25000 рублей. Однако не исключено, что начало ремонта послужило лишь поводом к сбору значительных частных пожертвований на украшение храма настенной живописью. В пользу этого предположения свидетельствует недавнее реставрационное открытие близкой по стилю живописи в Георгиевской церкви в Старой Руссе, расписанной в период с 1905 по 1910 годы. Соседние Сольцы и Старая Русса, хотя и принадлежали в то время к разным епархиям, имели удобное сообщение, что способствовало обмену художественный идей и кадров мастеров.

Мы видим, что храм Ильи Пророка представляет собой замечательный памятник русской культуры XIX - начала XX столетия, созданный на лучших образцах религиозного искусства своего времени. И архитектура, и внутреннее убранство Ильинской церкви отмечены незаурядным художественным вкусом и высоким качеством исполнения. Тем трагичнее представляется судьба памятника в советский период, когда он пришел поистине в плачевное состояние.

В августе 1937 года, по решению Солецкого райисполкома, Ильинский собор был изъят у церковной общины и передан конторе "Заготзерно" под склад. Как свидетельствуют местные жители, именно тогда по инициативе руководителей городского коммунального хозяйства был разобран верх колокольни. К сожалению, судьбу колокольни солецкого храма разделили тогда многие замечательные памятники культовой архитектуры, которые разрушались "с целью получения кирпича для другого строительства".

Очевидно, одновременно с разборкой колокольни был уничтожен иконостас Ильинского собора. Об этом можно судить по следующим фактам. В октябре 1941 - январе 1944 года город Сольцы был оккупирован фашистами. Немецкое военное командование разрешило проводить в соборе богослужения, и тогда верующие вместо погибшего иконостаса соорудили примитивную алтарную преграду. "Деревянную перегородку", заменявшую иконостас холодного собора, описал в 1945 году протоиерей Дмитрий Флоринский. Летом - осенью этого года он участвовал подготовке храма к освящению, так как с февраля 1944 года служба в храме не велась и приход был фактически упразднен.

Приходская община Ильинского собора была зарегистрирована в сентябре 1945 года, а через два месяца состоялось освящение храма. Однако богослужения были возобновлены только в трапезной, где в тот период стояли деревянные одноярусные иконостасы, впоследствии утраченные Холодная же церковь еще несколько лет использовалась как складкое помещение, несмотря на многочисленные жалобы церковного совета властям на варварское отношение арендаторов к зданию и украшавшей живописи.

После того, как в январе 1955 года храм был возвращен общине, на пожертвованные верующими средства был проведен ремонт. Очевидно,именно к середине 1950-х годов относится написанное заново на восточной стене "Воскресение Христово" и изображения Евангелия и Потира в верхних частях предалтарных столбов, закрывавшихся ранее иконостасом 1825 года, а также "реставрационные" прописи на других живописных композициях в алтаре. Многие годы алтарные стенописи, прежде всего "Воскресение", страдали от того, что хранившиеся здесь зерно и комбикорма лежали насыпью, и во время их перелопачивания безжалостно повреждалась стенная штукатурка.

В декабре 1960 года начался новый, на этот раз тридцатилетний период существования Ильинского собора в качестве "недействующего". По решению Новгородского Облисполкома, он был закрыт для "переоборудования под Дом культуры". С "переоборудованием" местные власти не спешили: они отдали здание под склад совхозу "Победа". Вскоре был проведен ремонт кровли холодного храма, а заодно разобраны малые барабаны с главами и сняты все кресты.

Преднамеренное искажение подлинной архитектуры Ильинского собора не вызвало тогда возражения у общественности, так как собор не состоял на учете в государственных органах охраны памятников. Но именно после того, как в 1972 г. ему был присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством, он вообще остался без надзора. В результате произошло катастрофическое обрушение центрального купола, которое стало причиной обширных утрат и повреждений живописи в верхних частях здания.

В 1981 году конторой "Новжилкоммунпроект" был выполнен проект капитального ремонта Ильинского собора и его приспособления под краеведческий музей, оставшийся не осуществленным. В 1987 году в НФИ "Спецпроектреставрация" приступили к созданию проекта комплексной реставрации памятника (в нем по-прежнему планировалось разместить музей), однако этот проект завершен не был.

В 1992 году Ильинский собор был фактически передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин (акт о передаче собора епархии был оформлен в 1996 году). Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол (см. выше), отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы.

При следующем настоятеле - священнике Михаиле Бирюкове, была восстановлена колокольня (автор проекта С. П. Славинский, Новгородский государственный университет), завершен внешний архитектурный облик храма, облагорожена прилегающая к собору территория.

В 1996 году начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора: новгородские реставраторы под руководством Т.И.Анисимовой (ТОО ''Дар") приступили к реставрации ее живописи. Сейчас, всвязи с отсутствием необходимых финансовых средств, эти работы приостановлены. Идет поиск средств на восстановление живописи собора в ее былом величии. На основе имеющегося документального материала и современной технологии реконструкции резных иконостасов с применением компьютерной техники возможно создание проекта реставрации соборного иконостаса. Все это вселяет надежду, что в недалеком будущем облик храма вновь обретет завершенность.

Однако до сего дня, холодный храм, закрытый на реставрацию, недоступен для верующих. Богослужения временно совершаются в левом зимнем приделе, резной иконостас для которого выполнил известный новгородский писатель и фольклорист Дмитрий Балашов.

Ежегодно 2 августа, на день памяти святого пророка Божия Илии собор принимает множество паломников из разных мест. Престольный праздник храма в Сольцах традиционно совпадает с днем города. При Ильинском соборе существует общедоступная православная библиотека, работает Воскресная школа.